События
Аглая Боброва

В Мраморном дворце открылась выставка «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу»

Увидеть восстановленные произведения можно до 13 мая. 

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

В Мраморном дворце Русского музея начала работу выставка «Спасённые шедевры. Русский музей – Таганрогу». На временной экспозиции представлены 22 восстановленных экспоната Таганрогского художественного музея, пострадавших от ракетного удара 28 июля 2023 года.

Среди авторов повреждённых картин – Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Серафима Блонская и другие признанные мастера рубежа XIX-ХХ веков.

Русский музей не остался в стороне, сразу предложив коллегам помощь в реставрации произведений искусства.

«Мы посчитали своим долгом спасти повреждённые в Таганроге шедевры, которые собирались в течение многих поколений таганрогских музейщиков, музейщиков Ростовской области. Таганрогский художественный музей одним из первых вступил в Ассоциацию художественных музеев России, созданную под эгидой Русского музея… Мы уверены, что для всех будет важно увидеть этот поистине эксклюзивный проект. Он единственный в своём роде, и будем надеяться, что нашим реставраторам больше не придётся заниматься тем, что можно назвать военно-полевой хирургией в сфере реставрационного искусства». 

Алла МаниловаГенеральный директор Русского музея

Специалисты Русского музея менее, чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и максимально восстановили картины знаменитых художников, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел.

«Сегодня мы смело можем сказать, что 22 произведения искусства обрели новую жизнь. Выражаю искренние слова благодарности от имени губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева, от себя лично и всех жителей донского региона Министерству культуры России, Русскому музею, а также партнёру реставрационных проектов музея – ПАО «Газпром» – за оказанное содействие в спасении культурного наследия донского региона».

Игорь ГуськовПервый заместитель губернатора Ростовской области 

Восстановление полотен проходило в два этапа. Техническая часть реставрации заключалась в работе с холстом и грунтом, художественная предполагала устранение повреждений и дефектов красочного слоя и лака. 

Художник-реставратор Татьяна Серова трудилась над «Натюрмортом» Константина Коровина, состояние которого было довольно плохим и до трагического инцидента. 

«Картина уже потеряла вид: тусклая, сильно деформированная. Мы провели полный комплекс реставрационных работ. Результат очень порадовал. Вернулись колорит и яркие цвета, задуманные автором».

Татьяна Серова

Во время восстановительных работ, которые проходили при поддержке ПАО «Газпром», также состоялась серия мастер-классов для участников проекта «Друзья Петербурга».

Практические занятия для студентов профильных вузов были посвящены методам предреставрационного исследования живописи, восстановлению масляной живописи и скульптуры.

По словам начальника Управления Департамента ПАО «Газпром» Елены Давыдовой, выставка в Мраморном дворце стоит на особом месте в сотрудничестве компании и Русского музея, поскольку полотна и скульптуру надо было спасать, но действовать при этом очень быстро.

«Главную роль, всю ответственность и инициативу взял на себя Русский музей, реставраторы и лично Алла Манилова. Со своей стороны хотим поблагодарить Аллу Юрьевну за решительность и стремительные эффективные действия. А „Газпром“ был рядом, вместе с музеем, и иного быть в этой ситуации не могло. Кроме того, для нас очень важно, что студенты, которые присутствовали при „лечении“ картин, ещё чётче понимали, как хрупко культурное наследие и как важно его сохранять». 

Елена Давыдова

Мастер-классы проходили под руководством ведущего художника-реставратора отдела реставрации станковой масляной живописи Ольги Клёновой. 

«Нам не только рассказали, как нужно восполнять утраты красочного слоя, но и познакомили с большой теоретической базой: как правильно выбирать материалы, как их подготавливать и как подходить к каждому из этапов реставрации. Специалисты Русского музея смогли передать участникам проекта „Друзья Петербурга“ свой опыт, и это очень важно».

Александра ШанинаСтудентка 4 курса СПбГИК , участница проекта «Друзья Петербурга»

Познакомиться с результатом труда реставраторов и увидеть восстановленные произведения, среди которых «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова, «Благословение Ревекки» Анри Шопена и другие, можно до 13 мая. Затем работы вернутся на родину – в Таганрог. 

Анастасия Гурина, Аглая Боброва