В день 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады сотрудники Русского музея рассказали о трагических моментах в жизни искусства
Работа по поиску утраченного культурного наследия ведётся до сих пор.
На выставке-форуме «Россия» прошли мероприятия, посвящённые 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Представители Государственного Русского музея, сотрудники которого в годы Великой Отечественной войны героически сохраняли шедевры мировой культуры, а потом находили и бережно восстанавливали утерянное, организовали просветительские встречи для гостей лектория «Газпром».

Заведующая сектором реставрационных научно-исследовательских проектов Татьяна Павлова рассказала об эвакуации коллекций музея, который с началом войны стал объектом обороны.
«Уже к 1 июля 1941 года была готова к отправке первая партия. Всего необходимо было транспортировать 300 тысяч произведений искусства, каждое являлось предметомнационального достояния. Большемерные художественные полотна накатывались на вал, иногда сразу несколько произведений, что требовало тщательного контроля. Некоторые особенно ценные крупные скульптуры пришлось прятать в земле».
Татьяна Павлова

Спикер отметила, насколько трудной и важной была работа оставшихся в блокадном Ленинграде сотрудников музея.
«Каждый день они, несмотря на частые бомбардировки, работали, делали обходы, преодолевали холод и голод, которые сопровождали их в годы блокады. Вели научную работу,организовывали выставки, чтобы люди видели, что жизнь не останавливается, чтобы можно было отвлекаться от проблем и думать о будущем».
Татьяна Павлова
Нелёгкая судьба из-за войны оказалась у передвижной выставки Русского музея «Основные этапы развития русской живописи», в состав которой входили 183 картины, акварели и гравюры из основного музейного фонда. В 1940 году она побывала на Северном Кавказе, Донбассе и в Крыму.
Война застала выставку в Алупкинском дворце-музее, который в итоге разграбили, а часть коллекции вывезли в Германию. Среди экспонатов – произведения Брюллова, Репина, Венецианова, Кустодиева, Коровина, Сурикова, Репина, Верещагина, Левитана и других выдающихся авторов.
Сразу после завершения войны Русский музей начал искать, возвращать и реставрировать полотна. Так, в 1948 году возвратили 35 произведений, поступивших из отдела реституции в Берлине.
«На сегодняшний день неизвестна судьба 94 произведений передвижной выставки и в целом 749 из коллекции Русского музея, самая весомая часть из них хранилась в Пушкине, Петергофе и в Гатчине. Что-то утеряно безвозвратно, но мы продолжаем поиски».
Наталья МозохинаКандидат искусствоведения, заведующая отделом первичного учёта и движения музейных предметов

Работа по поиску утраченного культурного наследия ведётся до сих пор на мировых аукционах и в частных коллекциях. Что-то возвращают безвозмездно, что-то приобретают государство или меценаты и передают Русскому музею.
«Символично, что мы рассказываем о трагических моментах в жизни искусства в день полного освобождения Ленинграда от блокады. Благодарим ПАО «Газпром» за поддержку, которая позволяет проводить большие и значимые реставрационные проекты, за возможность рассказывать об этом».
Татьяна Павлова
Спасением шедевров мировой культуры сотрудники Русского музея занимаются до сих пор. Таганрогский художественный музей, в коллекции которого работы выдающихся русских художников рубежа XIX–ХХ веков, пострадал в 2023 году из-за попадания в здание ракеты.

Государственный Русский музей предложил свою помощь в реставрации. Были отобраны 22 произведения, среди которых «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, «Терраса» Константина Коровина, «Благословление Ревекки» Анри (Генриха)-Фредерика Шопена, «Портрет Е. П. Домогацкой» Екатерины Гольдингер, «Дама в белом» Александра Леонтовского, «Маки» Серафимы Блонской, эскиз Валентина Серова к опере «Юдифь».
«Выявленное состояние требовало особого подхода. Например, на повреждённых частях картины Коровина “Терраса” реставратор буквально расплёл и сплёл заново каждую нитку».
Ольга КлёноваВедущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи
Виды поражений были разные: разрывы холста, порезы, задиры от осколков, загрязнения стеклянной пылью, сломанные подрамники.
«Рядом с реставраторами с самой первой минуты напряжённо трудились эксперты-технологи Русского музея. Исследовательский процесс включал в себя современные оптико-электронные методы фиксации скрытых повреждений картин в различных областях спектра. Специалисты провели сложный анализ химического состава грунтов, красок, покровных лаков, чтобы дать максимально полную информацию коллегам, реставрирующим пострадавшие шедевры из Таганрогского музея. Подобное сотрудничество – залог высочайшего качества современной реставрации, которой неуклонно следуют специалисты Русского музея».
Сергей СирроЗаведующий отделом технологических исследований