В академии Штиглица рассказали о тонкостях разных способов печати
Участники мастер-класса познакомились с особенностями изготовления линогравюры и офорта.
В рамках мастер-класса «Отражение Петербурга» участники фестиваля «Друзья Петербурга» познакомились с высокой и глубокой техниками печати. Кирилл Роменский, преподаватель кафедры станковой и книжной графики Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, подробно рассказал о технологии высокой печати, или линогравюры.

Художник изготавливает из линолеума форму, на которой специальными штихелями вырезает зеркальное изображение. Затем валиком быстрыми и сильными движениями раскатывается типографская краска, равномерно распределяется по форме и проводится под тяжёлым прессом.
«Изготовление линогравюры —тонкий процесс. Если неверно выставить давление на прессе, форма не пропечатается, изображение получится не таким контрастным, с рябью. А если, наоборот, поставить слишком сильное давление, бумага может порваться от плотного прилегания к форме».
Кирилл Роменский
Линография предполагает монохромную печать. Для получения цветного изображения художник изготавливает несколько форм, каждую для отдельного цвета. Также, для придания выразительности, линогравюры иногда дополняют акварельными красками.

Полное высыхание изображения занимает до двух дней. При этом формы линогравюры достаточно долговечные и выдерживают любой тираж.
«Линогравюра как тип печати сейчас часто используется для изготовления футболок и разных сувенирных изделий. В состав типографской краски добавляется элемент, который не позволяет принту стираться».
Кирилл Роменский
У глубокой печати, или офорта, противоположный принцип изготовления: в этой технике используются металлические формы — из цинка, стали и меди. Разные свойства металлов придают художественную выразительность произведению.
Офорт — это полноценный химический процесс. Металлические формы обрабатывают кислотоупорным лаком, затем иглами вырезают рисунок (самая сложная и высокохудожественная часть) и погружают в азотную кислоту.
Интенсивность и время травления кислотой зависит от различных техник. Кислота образует на форме специальные отверстия, которые на следующем этапе заполняются краской. Ошибка на этом этапе может стоить художнику всей работы.

Затем мастер пропускает форму через пресс, отпечатывая изображение на специально подготовленном листе бумаги. Офорт — гораздо более сложная и трудоёмкая техника печати. Итоговое произведение должно лежать неподвижно около недели до полного высыхания.
Все участники мастер-класса забрали на память линогравюры, сделанные своими руками.