Участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали, как и почему путешествовали памятники Петербурга

Установленные на улицах Петербурга монументы только на первый взгляд кажутся неподвижными. На самом же деле многие из них неоднократно меняли своё местоположение. 

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным музеем городской скульптуры

Выставка «Памятники не стоят на месте» прошла в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» в филиале Музея городской скульптуры на Невском проспекте, 19. 

Ещё до того, как монумент обретает своё место в городской среде, его создатель мысленно «перемещает» его в своей голове, пытаясь представить, как будет выглядеть скульптура в той или иной локации.

Один из ярких примеров — памятник писателю Фёдору Достоевскому, установленный рядом с одноимённой станцией метро в центре города. Автор памятника, скульптор Любовь Холина, родилась в районе старой Коломны и загорелась идеей увековечить память известного литератора ещё в юном возрасте.

Анастасия КлименковаЭкскурсовод, сотрудник ГМГС

История создания этого монумента растянулась почти на полвека. За этого время скульптор создаёт целую серию графики с городскими пейзажами, пытаясь понять, где он будет смотреться лучше всего: ей было принципиально важно, чтобы он хорошо просматривался со всех сторон.

Изначально Холина предлагала разместить его в районе семимостья, однако после победы в конкурсе на памятник Достоевскому в 1988 году становится ясно, что в этом месте слишком мягкая почва, которая не выдержит тяжёлый монумент. Спустя несколько лет работу скульптора установили на Владимирской площади, где она находится по сей день. 

В отличие от памятника Фёдору Достоевскому скульптурная пара «Быки» авторства Василия Демута-Малиновского создавалась специально для украшения входной группы скотопригонного двора. Бронзовые быки простояли там вплоть до 1930-х годов, пока за несколько лет до начала Великой Отечественной войны их после длительных споров не переместили к зданию современного мясокомбината, построенного на Московском шоссе.

С 1941 по 1946 год быков перевезли в некрополь музея городской скульптуры. По иронии судьбы всё это время они были спрятаны рядом с захоронением своего создателя. В дальнейшем их вернули на Московское шоссе, а недавно быки пережили ещё одно путешествие — в реставрационную мастерскую. 

Причиной для перемещения памятников могут быть природные катаклизмы, развитие города или смена политического курса. Так, во время наводнения 1924 года, вода снесла гипсовый бюст революционера Николая Добролюбова, установленный в рамках плана монументальной пропаганды. Тогда же пострадал под ударом стихии и бюст немецкого физика Конрада Рентгена, который восстановили ближе к 1930 году.

Между тем памятник композитору Михаилу Глинке, установленный в 1906 году, перемещали по Театральной площади с одного места на другое, поскольку он мешал транспортным и пешеходным потокам. 

Затем участникам экскурсии рассказали, как менялся облик Площади Восстания, где какое-то время находился в том числе бюст революционерки Софьи Перовской. Ещё одна история касалась памятника Александру Суворову и Румянцевского обелиска, которые до «переезда» на новые места терялись на фоне друг друга. Сейчас первый можно увидеть на Суворовской площади, а второй до сих пор находится на Васильевском острове.