Участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали, как Главный штаб превратился в современный музей

Прежде чем стать местом хранения произведений искусства, корпуса вмещали сотни квартир чиновников, кабинетов и приёмных

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Эрмитажем

Руководитель курса «Современное искусство. Истоки» Молодёжного центра Эрмитажа Татьяна Иванова рассказала участникам фестиваля «Друзья Петербурга» о биографии здания Главного штаба, начиная от министерств Российской империи и заканчивая современными музейными экспозициями.

История Главного штаба началась с того, что в 1810-х годах император Александр I поставил задачу преобразовать пространство напротив роскошного Зимнего дворца. В честь победы России в Отечественной войне 1812 года была возведена Арка Главного штаба – не просто проездная, а триумфальная. Примерно в то же время появилась и Александровская колонна. Так на Дворцовой площади возник ансамбль, где соседствуют образец елизаветинского барокко и проект в стиле классицизма, воплощённый в «строгих, почти чертёжных перпендикулярах и горизонталях». 

«Художник Игорь Грабарь восхищался Карлом Росси: „Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов!“. План Дворцовой площади, разработанный Росси, — великолепный, глубоко продуманный, можно сказать, гениальный. Главный штаб „обнимает“ площадь, защищает Зимний дворец».

Татьяна Иванова

Со временем корпуса Главного штаба, здания министерств иностранных дел и финансов образовали отдельный мини-городок. Работу огромного механизма казённых ведомств обеспечивала система внутренних коммуникаций – многочисленные коридоры и лестницы, а по периметру тянулись анфилады с приёмными и присутственными местами. Остатки некоторых из этих коридоров и переходов можно обнаружить в наши дни.

По традиции того времени, в здании Главного штаба были устроены не только рабочие кабинеты, но и квартиры сотрудников. Как отметила лектор, особого внимания среди них заслуживают личные апартаменты министра иностранных дел графа Карла Васильевича Нессельроде.

Сейчас апартаменты Нессельроде стали «музеем внутри музея»: в них полностью воссозданы изысканные интерьеры по проекту Росси. В этих залах можно ознакомиться с экспозицией «Под знаком орла. Искусство ампира», куда вошли уникальные предметы из коллекций мебели, бронзы, фарфора и костюмов эпохи ампира.

Наиболее эффектно в квартире Нессельроде отделаны парадные залы и женские покои. Их главная ценность – хорошо сохранившиеся потолочные росписи, созданные видными итальянскими мастерами Джованни Баттистой Скотти и Антонио Виги. Об эпохе наполеоновских войн, в которую начала стремительно развиваться карьера Нессельроде, напоминает картина Ораса Верне «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже». Раньше она висела в кабинете Николая I в Зимнем дворце: император любовался ею и говорил, что ему нравится смотреть на армию, которую победил его брат Александр I.

В гостиных собирались близкие друзья семьи Нессельроде. Интерьеры Мраморной гостиной переносят в атмосферу аристократического будуара начала XIX века. Стены и потолок украшены росписями, на которых играют амуры и кружатся нимфы в лёгких платьях, а рядом с ними – лебеди, выполненные в сложной, но очень эффектной технике однотонной живописи – гризайли.

Судить о том, как выглядели в то время представительницы высшего света, можно по портрету Софьи Петровны Апраксиной кисти Анри-Франсуа Ризенера: на ней надето лёгкое белое платье с высокой талией. В том же зале в витрине выставлено похожее платье из тончайшей хлопковой ткани с изящной вышивкой, а сверху наброшена знаменитая колокольцовская шаль – великолепное и по сложности узора, и по качеству изделие, невесомое и при этом очень тёплое. Моду на шали, вдохновляясь античными образами, ввела первая жена Наполеона Жозефина Богарне. 

В Большой парадной гостиной принимали почётных гостей – среди них были иностранные послы и знаменитые путешественники. Многие вспоминали прекрасные ужины у графа: он был не только холодным дипломатом, но также известным гурманом и радушным хозяином. Образец сервированного стола находится в Малой гостиной. Сервиз на нём принадлежал Жозефине и Эжену Богарне и, как и весь декор ампира, он сияет позолотой. А привёз его в Россию жених великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, – герцог Максимильян Лейхтенбергский де Богарне.

Самый просторный зал в квартире Нессельроде – Танцевальный: здесь звучала музыка, гостям подавали «конфекты» и мороженое.

Вторым хозяином этих апартаментов стал князь Александр Михайлович Горчаков, занявший пост канцлера в 1856 году. Среди внесённых им преобразований – превращение дамского кабинета в рабочий, каким он и оставался вплоть до революции 1917 года. 

В наше время ампирные интерьеры мемориальных залов Главного штаба соседствуют с современным искусством – например, произведениями Яна Фабра. Его изумрудные панно, похожие на флорентийскую или римскую мозаику, перекликаются с малахитовым декором гостиных в квартире Нессельроде. Полотна Фабра, выложенные из сине-зелёных крыльев жуков, вызывают неоднозначную реакцию публики. Однако директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уверен: то, что хранится в стенах музея, прежде всего – искусство. Новое искусство помогает искать новые смыслы – в том числе в прошлом, тем самым сохраняется преемственность между историческим наследием и современным музейным пространством, подытожила лектор.