Участники фестиваля «Друзья Петербурга» познакомились с историей русской художественной школы
Коллекция Академического музея создавалась на основе императорских подарков.
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — старейшее в России художественное учебное заведение, ведущее свою историю от Императорской Академии художеств, основанной в 1757 году. Экскурсовод Академического музея Елена Лазебная провела гостей фестиваля «Друзья Петербурга» по анфиладе парадных залов академии и рассказала о знаковых полотнах экспозиции «Академический музеум», где представлены картины известных живописцев русской художественной школы с конца XVIII века до 30-х годов ХХ столетия.

Участники фестиваля увидели уникальные архитектурные модели ансамбля Смольного монастыря и самой Академии художеств, а также познакомились с редчайшей коллекцией «галереи слепков» — собранием гипсовых копий, снятых с оригиналов мировой пластики от Древнего Египта до второй половины XVIII века.

Изначально академию художеств планировали строить в Москве, поскольку Иван Иванович Шувалов был куратором Московского университета. В итоге проект перенесли в Петербург, где граф приобрёл участок земли на Васильевском острове и по указу императрицы Екатерины II было построено здание академии.
В основе этого учебного заведения лежала передовая идея просветителя Иван Ивановича Бецкого, назначенного президентом академии. Это было закрытое заведение, мальчиков набирали в возрасте 5-6 лет и изолировали от общества.
Обучение занимало пятнадцать лет. По окончании выпускники получали профессию, творческую или ремесленную, в зависимости от способностей, а также низший дворянский титул — строящемуся Петербургу были нужны такие кадры.
«Дети в академии должны были воспринимать высокие идеи. Путь к славе лежит через знание, воспитание, труд и искусство. Именно здесь создавалась и делала первые шаги русская школа живописи».
Елена Лазебная
Коллекция Академического музея поначалу создавалась на основе царских подарков в виде ценных произведений западноевропейских художников. Примеру Екатерины II следовали и другие знатные собиратели искусства и делились своими коллекциями с музеем.
Граф Шувалов передал в дар коллекцию из ста работ, из которых в стенах академии осталось всего две. Одну из них — «Избиение младенцев» кисти итальянского художника Андреа Челести — гости фестиваля смогли увидеть на современной экспозиции. Остальные девяносто восемь были переданы в Эрмитаж в первые десятилетия советской власти.
Экспозиция также пополнялась работами «пенсионеров» — лучших выпускников академии, которые отправлялись после обучения за границу для дальнейшего изучения мира искусства Европы и практики. Они должны были привезти из такой поездки копии выдающихся произведений и собственные оригинальные работы, которые оценивала специальная комиссия и отбирала для коллекции музеума или архивов.
Так, например, Карл Брюллов написал в своей итальянской командировке масштабную картину «Последний день Помпеи», которую Академия художеств признала лучшей картиной XIX века.
«Студенты академии, будущие художники копировали картины, представленные в музее. Таким образом они учились колористике и мастерству композиции. В современную систему обучения копирование также входит. 3-4 курс обязаны копировать картины мастеров, здесь и в музеях».
Елена Лазебная
Архитектурная модель ансамбля Смольного монастыря — жемчужина коллекции Академического музея. В её создании в 1750-56 годах принимал участие Франческо Растрелли. Это единственная в мире модель целого архитектурного ансамбля, а не одного здания.

Модель прекрасно сохранилась, только краски немного поблёкли. Её передали в академию как пособие для будущих архитекторов. Однако проект не был до конца реализован — колокольню не достроили до задуманных 165 м в высоту.

Участники фестиваля «Друзья Петербурга» побывали в сердце академии — конференц-зале, где, как и сотни лет назад, проходят защиты дипломов студентов всех факультетов. Гости смогли посидеть на аутентичных скамьях XIX века и полюбоваться расписанным плафоном зала, на котором изображена композиция «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России».