Участники фестиваля «Друзья Петербурга» посетили игру «Что? Где? Когда?» в Эрмитаже

Команды отвечали на каверзные вопросы и открывали для себя малоизвестные факты.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Эрмитажем

Участникам фестиваля «Друзья Петербурга» выпала возможность посмотреть финал интеллектуального марафона «PROРоссию. Эрмитажная история русской культуры», который прошёл в Главном штабе Эрмитажа. На вопросы, подготовленные ведущими специалистами по истории русской культуры, отвечали три команды, в состав которых вошли работники Эрмитажа, сотрудники других музеев и университетов, а также студенты-знатоки. Участникам отводилась на подготовку одна минута, после чего все команды сдавали листочки, а одна из них озвучивала свой ответ.

Часть заданий была посвящена истории отечественного стеклоделия и искусству фарфора. Для кого-то из зрителей мог стать открытием любопытный факт: производственный брак на пока ещё не совершенном белом фарфоре XVIII века художники маскировали росписью в виде симпатичных насекомых – бабочек, мух и жучков. А самой дорогой и ценной разновидностью цветного стекла считался «золотой рубин» – назван он так потому, что для получения ярко-красного оттенка в стекломассу добавляли мелкий порошок золота.

Нетрудно было ответить на вопрос, какое название фарфоровой массы для предметов без росписи повторяет название кондитерского продукта – конечно, речь о бисквите. Сложнее догадаться, что же общего у изделий из ткани и фарфора: те и другие могут называться «бельём». Команда музеев и университетов предложила в своём ответе другую версию, согласно которой такие вещи могли украшаться личными инициалами или вензелем.

Некоторые вопросы вдохновлены своего рода курьёзами: можно было вспомнить о том, что при Петре I петербуржцы платили особую пошлину на ношение бороды, и квитанцией служил «бородовой жетон». Под предметом из Галереи драгоценностей «на щепетильную тему» скрывалась золотая многоразовая зубочистка. Такими изящными вещицами пользовались и Елизавета Петровна, и Екатерина Великая, и супруга Павла I, императрица Мария Фёдоровна – но распространяться о них вслух считалось неприличным.

Вещь, за которую один европейский министр был готов заплатить миллионы, – это церковная люстра, выточенная из кости Петром I для Петропавловского собора. А вот вопрос о том, за какое устройство для комфортного проживания в Зимнем дворце Николай I наградил инженера бриллиантовым перстнем, вызвал у знатоков некоторое затруднение. Одна из команд назвала стол с подъёмным механизмом – подобный сейчас можно увидеть в павильоне «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Но при Николае такие столы уже не использовались, а имелся в виду прообраз лифта, «подъёмный стул».

Для определения победителя разыграли супервопрос: представитель каждой из команд должен был ответить на него раньше всех. Однако это задание оказалось настолько непростым, что не справился с ним никто. А зашифрована в нём была певица Генриетта Зонтаг, прозванная «немецким соловьём». Ей очень полюбилась песнь композитора Алябьева «Соловей», и несколько лет спустя тот посвятил ей элегию «Когда, душа, просилась ты...» на стихи Дельвига. Певица много времени проводила в Петербурге, и Пушкин писал о ней в письмах жене. Сейчас портрет Генриетты Зонтаг хранится в Эрмитаже.

Победила в этом увлекательном состязании команда Эрмитажа – 20 баллов против 17 и 13 баллов у соперников.

Зрители тоже могли поучаствовать в игре и получить памятные призы, ответив на специальные вопросы, например о том, на каком языке вели личную переписку Николай II и его жена Александра Фёдоровна. Интересно, что будущая императрица родилась в Германии, провела детство в Великобритании, обучалась французскому и русскому языку – но письма своему супругу писала на английском.