Участники фестиваля «Друзья Петербурга» посетили дачу Екатерины Второй в Ораниенбауме

Гостям представилась редкая возможность оценить интерьеры, в которых европейская культура встречается с восточной эстетикой

Специально для участников фестиваля «Друзья Петербурга» в Ораниенбауме открыли Китайский дворец – осенью и зимой он обычно закрывается, чтобы сохранить уникальные интерьеры. В прошлом году при поддержке ПАО «Газпром» завершилась реставрация его залов и комнат.

Проект Китайского дворца был создан архитектором Антонио Ринальди в 1762 году и задумывался как летняя резиденция Екатерины Второй. Строительство завершили через шесть лет, но оформление залов продолжалось ещё два десятилетия.

«Это исключительное место – китайский дворец с французскими интерьерами и итальянской живописью».

МихаилЭкскурсовод дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

Мода на восточную культуру пришла в Россию из Франции. В Европе люди всё чаще обращались к достижениям Поднебесной и отдавали дань её искусству. В убранстве дворца много восточного шёлка, фарфора и ваз, но сами интерьеры проектировали зодчие, которые никогда не были в Китае. Антонио Ринальди и его ассистенты, проявив находчивость и фантазию, смогли объединить европейский и восточный дух в едином художественном пространстве. 

Великая императрица хотела создать не просто восточные, а экзотические интерьеры. Главная ценность дворца – мерцающие обои, скрывающиеся за дверьми Стеклярусного кабинета. Их соткали из стекляруса сотни русских вышивальщиц всего за несколько месяцев.

Этот материал почти невесом и по форме напоминает рисовое зерно. Стеклярус идеально гладок: если провести по его рядам пальцами, поверхность покажется цельной, потому что в отличие от бисера, он не перекатывается. Эти обои – одно из самых уникальных украшений царских покоев во всей Европе. Во время Блокады Ленинграда их первыми эвакуировали из Ораниенбаума.

«Помню, когда я была маленькой, у папы была книга об интерьерах Ломоносова, и в ней упоминался Стеклярусный кабинет. Тогда ни картинки, ни фотографии меня особо не впечатлили. Но сегодня я впервые увидела его вживую, и он поразил больше всего».

ЮлияУчастница фестиваля «Друзья Петербурга»

Все детали в залах дворца выполнены по эскизам Ринальди. Особого внимания заслуживает паркет, который больше напоминает деревянный мозаичный ковёр. Для создания сложного рисунка использовали редкие породы древесины: африканский амарант и жёлтое дерево. По рисункам архитектора плотники выпиливали элементы, собирали их в единый узор на фанерных щитах и покрывали пчелиным воском. Полы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Сама Екатерина Вторая не жила в Китайском дворце. Чаще всего она проводила здесь маленькие приёмы, скромные по императорским меркам званые обеды и деловые встречи. Приезжать сюда для отдыха стали уже её внуки и правнуки.

Существенных изменений в убранстве помещений будущие правители не вносили, однако Голубая гостиная всё же обновилась. Изначально стены комнаты были обиты китайским шёлком, но со временем он выцвел, и в XIX веке его заменили копиями пятью картин из коллекции Эрмитажа, которые воссоздал русско-французский художник Александр Бейдеман. 

Самым «восточным» помещением дворца можно назвать Большой китайский кабинет. Его стены украшают деревянные панно со вставками из моржовой кости, на которых изображены пейзажи и эпизоды из жизни императора в столице Поднебесной, городе Саньян. 

В центре кабинета стоит бильярдный стол – один из двух экземпляров, изготовленных в Лондоне. Раньше он принадлежал императору Петру Третьему, заядлому любителю бильярда, но после его смерти Екатерина Вторая перевезла стол в свою резиденцию. 

Венчает богатое убранство плафон «Союз Европы и Азии» венецианского художника Якопо Гуарана. Фреска символизирует главное стремление великой императрицы – утвердить Россию как страну, соединяющую европейскую культуру и восточную утончённость.