Участники фестиваля «Друзья Петербурга» посетили выставку работ художника Бориса Григорьева в Музее Фаберже

Несмотря на эмиграцию, Россия оставалась в сердце живописца до последних лет жизни.

Мало какой художник так любил и так понимал Россию, как Борис Григорьев. Работы исследователя «истории славянской души» с 23 сентября выставлены в Музее Фаберже. Выставку художника-авангардиста смогли посетить участники фестиваля «Друзья Петербурга».

Около двухсот произведений Бориса Григорьева разместились в новом, недавно восстановленном при поддержке ПАО «Газпром» крыле Музея Фаберже. На первом этаже особое внимание гостей выставки привлекают работы цикла «Интимность» 1910-х годов, в которых автор осмыслял и интерпретировал эротическую тему. Характер этого цикла во многом был определён художественными впечатлениями Григорьева от поездок по Франции, Австрии и Скандинавии.

Именно цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем. Его рисунки публиковались в журнале «Сатирикон», в 1918 году вышел отдельный альбом Intimité, в котором запечатлён мир богемы, цирков, фатальности и неги.

Второй этаж выставки посвящён Григорьеву-портретисту и Григорьеву-иллюстратору. Даже живя за границей, художник писал портреты чуть ли не всей русской интеллигенции начала XX века: Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Мейерхольда, Добужинского, Рериха, Горького и многих других. Борис Григорьев, работая над портретом, всегда тщательно изучал внутренний мир модели, характерные черты внешности, особенности движений и взгляда.

Григорьев-иллюстратор известен в первую очередь как автор полотна «Ревизор», а также циклом иллюстраций к роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» из собрания фонда «Связь времён», который никогда ранее не выставлялся в России.

Несмотря на то, что Борис Григорьев в 1919 году вынужден был тайно на лодке по Финскому заливу переправиться из Петрограда в Финляндию, Россия оставалась в его сердце до последних лет жизни. Один из его программных альбомов «Расея» вышел в 1918 году, но толчком к его зарождению стала Февральская революция. В альбом вошли рисунки, девять живописных полотен и собственные тексты Григорьева.

В 1920-х годах русскую тему в творчестве Григорьева продолжил цикл картин «Лики России». Но настоящая боль от утраты Родины запечатлена в работе «Крестьянский мальчик и корова», написанной в 1935 году. Корова — символ России, мальчик — сам Григорьев. Мальчик «вдыхает» жизненные силы своей коровы так же, как Григорьев пытается надышаться воспоминаниями о своей стране. Эта работа была создана за четыре года до смерти художника.

В последние годы жизни Борис Григорьев работал буквально до изнеможения, отдавая живописи все свои силы, которые постепенно покидали его. На долгое время, вплоть до Перестройки, Россия забыла его как «белого эмигранта». Однако сейчас память о художнике постепенно возвращается на родину. А значит, есть повод окунуться в его видение эпохи первой трети XX века.