Участникам курса «Наставничество» показали «кухню» реставраторов и практически полностью восстановленные интерьеры Зубовского флигеля
Студенты профильных вузов и колледжей получили уникальный шанс понаблюдать за процессом воссоздания интерьеров Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги.
В Зубовском флигеле Екатерининского дворца продолжается воссоздание личных покоев императрицы Екатерины II. Реставрационные работы — часть масштабного проекта «Екатерина II. Личное пространство», реализация которого стала возможна благодаря поддержке ПАО «Газпром».

Студенты профильных вузов и колледжей получили уникальный шанс понаблюдать за процессом реставрации интерьеров Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги – шедевра эпохи классицизма конца XVIII века.
В рамках программы «Наставничество» они увидели профессиональную «кухню» реставраторов, а затем побывали в Зубовском флигеле, где уже можно полюбоваться результатами восстановительных работ.
Реставратор произведений из дерева, «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» III степени Максим Григорьев провёл для студентов экскурсию по помещениям, где работают надо всеми элементами декора – из металла, стекла, дерева и керамики.

Например, в столярном цехе он показал один из щитов исторического паркета Зеркального кабинета.

Сложный наборный паркет выполнен из ценных пород дерева – палисандра, амаранта, розового дерева, груши, самшита, граба. Почти все его элементы сохранились, однако основа была сильно повреждена. Специалистам пришлось заново «выстроить» геометрию паркета и вернуть каждый элемент на место, восполнив утраты.
Также Максим Григорьев продемонстрировал студентам подлинный предмет XVIII века – стол из Серебряного кабинета, выполненный на деревянной основе и облицованный пластинами серебра.

Ещё один пример сохранившейся детали отделки, которая значительно облегчила исследовательскую работу реставраторам, – соединительный элемент стеклянных частей
«Большинство металлических деталей, которые мы сейчас делаем, воспроизводится методом гальванопластики. Она достаточно старая, ещё начала XIX века, и позволяет, единожды изготовив изделие, получать в дальнейшем его стопроцентные копии. Её преимущества – безусадочность и точность повторения».
Максим Григорьев
Помимо этого, студенты увидели гипсовые образцы

Максим Григорьев отметил, что специалисты мастерской в каждом случае, где это возможно, применяют традиционные методы: варят клеи из материалов животного происхождения, набивают мебель не современным поролоном, а морской травой и конским волосом.
В Зубовском флигеле главный архитектор музея-заповедника «Царское Село» Мария Рядова провела студентов сквозь анфиладу «комнат впечатлений» – такой замысел лежал в основе планировки личных апартаментов Екатерины II.
В каждом зале посетители получали новые эмоции и мысленно переносились в разные уголки света.
К примеру, Купольный зал вдохновлён античным искусством и отделан в стиле южной римской виллы: когда сквозь

Разрушительный пожар 1944 года уничтожил все элементы отделки, и в наличии у реставраторов имелись лишь чёрно-белые фотографии и немногочисленные цветные

Конструкция купола с учётом норм пожарной безопасности выполнена из металла, а не из дерева, как раньше. Купол поддерживают шестнадцать деревянных колонн с каннелюрами, расписанных под порфир: такую технологию применяли в эпоху Просвещения, когда была в моде имитация оригинальных материалов.

Воспроизвести оригинальную цветовую гамму потолка помогла счастливая находка в библиотеке французского Института искусств, где обнаружили раскрашенные вручную гравюры, которые использовал в своей работе Чарльз Камерон.

А паркет удалось воссоздать благодаря снимкам, на которых виден небольшой фрагмент розетки, – даже его было достаточно, чтобы восстановить весь геометрический узор.
В Китайском зале посетители в том числе ожидали аудиенции императрицы, которые та проводила в Серебряном кабинете. Восстановление этого зала оказалось одной из самых непростых задач проекта.

По словам Марии Рядовой, главная сложность – это воссоздание декора интерьера. Для оформления зала использовали 155 панно в технике золотого и коромандельского китайского лака. Сегодня эта технология практически утрачена, подлинных панно также сохранилось немного.
«После огромной подготовительной работы был заключён договор с пекинской компанией «Синьсинши». Мастера будут изготавливать лаковые панно по отработанной технологии в течение 700 дней, образцы нам были представлены ранее и они согласованы. Длительность подготовки была вызвана тем, что китайские партнёры запросили полностью рисунок композиции в масштабе на каждое панно, и для разработки этих изображений потребовалось привлечь значительное количество музейных институций, архивных материалов и объектов-аналогов».
Мария Рядова
Плафон зала практически воссоздан по сохранившейся иконографии, где отражен плафон периода Чарльза Камерона.

В процессе восстановления сейчас находятся двери, мраморный камин – реставрируется. Впереди предстоят работы по тканевому убранству и воссозданию декоративно-прикладных предметов — мебели, светильников.
После Китайского зала посетители, поражённые его отделкой, попадали в сверкающий Серебряный кабинет. Фрагменты серебряного декора сегодня можно наблюдать в Петровском зале Зимнего дворца в виде консолей и торшеров, часть серебра ещё до революции переплавили при обустройстве других дворцов.

От былого великолепия остались серебряные детали в зеркальных нишах и восстановленные декоративные элементы на оконных и дверных откосах: сейчас, например, рядом с восстановленной розеткой можно увидеть оригинальную, и она намеренно не покрыта позолотой. Кроме того, в интерьере займут свои места два оригинальных серебряных столика, за которыми работала сама Екатерина II.
«В воссозданные интерьеры встроят все элементы, которые были для нас эталонными и чудом были обнаружены на руинах после пожара. Принципиальное решение музея – показать «родные» элементы из серебра, папье-маше, басмы, бронзы, керамики, чтобы зафиксировать следы бытования памятника, показать его подлинность».
Мария Рядова
Уже проведена работа над воссозданием отделки, выполненной по проекту Чарльза Камерона в технике

Как выяснилось, мастера XVIII века использовали в обрамлении камина эскизы живописца
Следующее помещение – Опочивальня. Её воссоздание также потребовало не только труда реставраторов, но и кропотливых исторических изысканий. Комната состоит из двух частей – будуара и алькова, где стояла кровать. Любопытно, что сразу после пробуждения императрица видела своё отражение в гигантском зеркале напротив. Одна из дверей алькова выходила на «лестницу фаворитов», которая, в свою очередь, вела в комнаты на первом этаже.

Все стены Опочивальни были облицованы молочным стеклом, а цветовые акценты в обстановку вносили колонны из лилового стекла – две из них уже установлены. Бесценным ориентиром для реставраторов послужили найденные среди руин осколки стекла.
«Может показаться странным, но с подбором цвета стекла возникли огромные сложности. После долгих размышлений мы согласовали тот оттенок молочного стекла, которое сейчас уже монтируется. Одна из самых сложных частей работы – это изготовление лекальных элементов из стекла – они имеют очень разную форму – и их монтаж на место. В любой момент могут проявиться внутренние напряжения или скрытые дефекты и стекло треснет, и нужно все переделывать».
Мария Рядова
Одним из украшений Опочивальни были круглые медальоны и плакетки, изготовленные в Англии на знаменитой фарфоровой фабрике Веджвуд. В XVIII веке она выпускала подобные элементы из белого бисквита, изображающие античные сюжеты на голубом фоне, в том числе для российского Императорского двора.
Два медальона, выполненных по старой технологии, подарила Царскому Селу британская королева Елизавета II, остальные восстанавливают по их образцу.
Сейчас согласованы все шестнадцать образцов моделей в мягком материале, их производством занимается Императорский фарфоровой завод.
Стекло также использовали в отделке одной из самых маленьких комнат личных покоев Екатерины II – Табакерке, или Синем кабинете. Здесь она любила отдыхать в обществе приближённых, читать и работать над собственными сочинениями. Стены украшало синее стекло с подложкой из серебристой фольги или ткани, которая придавала отделке особенную фактуру. Ключевым элементом интерьера был диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета.

Далее следует Зеркальный кабинет – небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на крытую террасу с колоннами. Здесь императрица работала по утрам, разбирала почту и отвечала на письма. Среди всех восьми залов Зеркальный кабинет восстановлен почти полностью, осталось внести последние штрихи.
«Здесь встречаются две эпохи, и стены выполнены в более ранней стилистике, чем плафон. Мы воссоздаём их на период Камерона, потому что у нас есть соответствующие материалы, а как тогда выглядел плафон – точно не известно, поэтому его конфигурация и отделка принадлежат эпохе
Мария РядоваИпполита Монигетти ».
Зеркальный кабинет интересен уникальной системой дверей: вместо традиционной распашной здесь установлена «дверь-купе», выезжающая в специальные пазы. В результате образуется замкнутое зеркальное пространство с тысячекратно пересекающимися отражениями.
Паркет в Зеркальном кабинете, как и ещё в одном зале флигеля, будет исторический, XVIII века. Помимо этого, по сохранившимся образцам воссоздана керамическая плитка пилястр и фриза.

Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась небольшая проходная комната с окном в парк – Рафаэлевская. Её стены были украшены гравюрами с картин Рафаэля, вдохновлёнными раскопками Золотого дома Нерона в Риме.
«В облицовочные панели встраивались роскошные цветные гравюры. Три из них сохранились в нашей музейной коллекции. Перед реновацией интерьера в первой четверти XIX века, которой занимался Василий Стасов, Александр I отдал старые гравюры в Императорский Эрмитаж. Новые были утрачены в пожаре 1944 года, зато оригинальные дожили до наших дней. С них выполнили прекрасные копии на бумаге, которые сейчас художники раскрашивают вручную».
Мария Рядова
Примечательной частью убранства Рафаэлевской комнаты были потайные книжные шкафы. Известно, что Екатерина II была одной из самых читающих императриц: она интересовалась книгами самой разной направленности, писала пьесы и, кроме того, обожала произведения для детей – в её коллекции насчитывалось порядка двадцати томов анекдотов и множество сказок.

Личные покои, такие как Опочивальня и Рафаэлевская, и парадные комнаты – Лионский и Китайский залы – соединяет Туалетная комната, в которой проходили сборы императрицы. Сейчас помещению уже вернули первоначальные размеры, разобрали позднюю послевоенную кирпичную прикладку. Такую огромную работу проделали, чтобы вернуть этой комнате её исторические габариты, восстановить первоначально задуманную геометрию пространства.
«Интерьеры Зубовского флигеля дают уникальную возможность понять, каким человеком была Екатерина II, чем она жила, каковы были её вкусы и пристрастия, ещё не описанные в мемуаристике и не известные широкой публике. К примеру, эта любовь к зеркалам – она по-новому раскрывает нрав императрицы. Личные покои императрицы сами по себе связаны с интригами, страстями, – всё это располагает к тому, чтобы разработать дополнительные единственные в своем роде программы для посетителей».
Мария Рядова
После окончания работ сотрудникам музея предстоит ещё наполнить экспозицию историческими предметами, и в скором будущем двери Зубовского флигеля откроются для всех желающих.