Участникам фестиваля «Друзья Петербурга» рассказали, почему в отреставрированной церкви Екатерининского дворца лепнина осталась без позолоты
В убранстве церкви соседствуют декоративные элементы XVIII, XIX и XXI веков.
Придворной церкви Большого Царскосельского дворца уже больше 278 лет. Здесь крестили будущего императора Николая I, а спустя 30 лет был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I. В 2023 году церковь восхищает своим убранством посетителей Екатерининского дворца.

Как этот архитектурный памятник дошёл до наших дней и что в нём изменилось почти за три сотни лет существования, участникам фестиваля «Друзья Петербурга» рассказала экскурсовод Ольга Рассолова.
В XIX веке придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца пережила два крупных пожара. Каждый раз её реставрировали, и каждый архитектор старался сохранить изначальную задумку Растрелли — выдающегося архитектора русского барокко. Благодаря им дворцовая церковь на протяжении двухсот лет, вплоть до Великой Отечественной войны, находилась в своём первозданном виде.
Однако в 1941–1944 годах, за время фашистской оккупации, живописное убранство храма было почти полностью утрачено.
«В годы Второй мировой войны весь Екатерининский дворец очень сильно пострадал. Сюда попадали снаряды, здесь произошло два крупных пожара. Тем не менее именно эта крайняя северная часть дворца и церковь не горели, поэтому сохранились лучше остальных залов. Но только в XXI веке архитекторы взялись за реставрацию церкви: до этого она находилась в законсервированном состоянии и использовалась как выставочное пространство».
Ольга Рассолова
Поскольку значительная часть убранства зала уцелела, современные реставраторы при работе руководствовались Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест. Основное положение хартии гласит: ничего не воссоздавать, уважать историю памятника и его самобытность, сохранить то, что осталось. Поэтому рядом с золочёными элементами декора располагаются деревянные детали, выполненные в том же стиле, но без позолоты.
Реставрация Дворцовой церкви закончилась в 2019 году, и теперь здесь соседствуют декоративные элементы XVIII, XIX и XXI веков.