«У нас есть все ресурсы, чтобы поддерживать друг друга»: в Русском музее показали, как проходит реставрация пострадавших при взрыве в Таганроге картин

Цель комплексного восстановления — не только устранить полученные повреждения, но и вернуть работам их первозданный вид. 

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

Государственный Русский музей — одна из основных площадок фестиваля «Друзья Петербурга», который пройдёт с 5 по 8 октября.

В реставрационных мастерских Русского музея восстанавливают 22 полотна из коллекции Таганрогского художественного музея, которые пострадали 28 июля в результате теракта. Во время пресс-показа специалисты отдела реставрации станковой масляной живописи рассказали представителям СМИ, что предстоит сделать для возвращения картин к жизни. Работы проходят при поддержке ПАО «Газпром». 

При взрыве ракеты в центре Таганрога несколько человек получили ранения, повреждены здания, в том числе один из филиалов музея, где в этом время проходила выставка «Золотые имена Серебряного века» – среди экспонатов были произведения Серова, Рериха, Коровина и других выдающихся художников. 

По словам директора Государственного Русского музея Аллы Маниловой, специалисты впервые столкнулись с повреждениями такого рода. Обычно картины нуждаются в реставрации из-за ненадлежащих условий хранения, в первую очередь длительного воздействия света или неподходящего уровня влажности. Однако сейчас мастера вынуждены работать с повреждениями от осколков.

Директор Таганрогского художественного музея Тамара Пугач подчеркнула, что на долю руководимого ею учреждения выпало тяжёлое испытание, и она благодарна за большую поддержку, которое сейчас оказывает музейное сообщество России.

«Я благодарна Русскому музею за то, что он предложил отреставрировать пострадавшие произведения в святая святых – в одном из лучших реставрационных центров нашей страны. Благодаря замечательным профессионалам картины вернутся к нам».

Тамара Пугач

После заседания реставрационного совета за каждым специалистом закрепили определённое полотно. Цель комплексного восстановления — не только устранить полученные повреждения, но и вернуть работам их первозданный вид. 

Больше всего от взрыва пострадала картина Анри Фредерика Шопена «Благословение Ревекки»: она была почти разорвана по горизонтали, утрачена часть красочного слоя.

«Я занимаюсь кропотливой и ювелирной работой – уже переплела все ниточки и соединила разрыв. Сейчас я беру донорский холст с авторской кромочки и делаю вставки в утраты основы: она должна быть цельной, чтобы я могла дальше заниматься технической реставрацией, безопасно растягивать и дублировать картину».

Ольга КлёноваХудожник-реставратор высшей категории, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея

В дальнейшем предстоит восстановление лицевой стороны: мастер будет стыковать нити, вводить тонкий реставрационный грунт и делать тонировку авторской живописи. 

«Когда произошёл взрыв, картина была на реставрации, но работы не были закончены. Предстоит ещё долго разбираться со слоями лака и записей, пока доберёмся до авторской живописи».

Ольга Клёнова

Парное полотно того же автора — «Проводы Ревекки» — повреждено в меньшей степени. По словам заведующего отделом реставрации станковой масляной живописи Марата Дашкина, эту картину ранее уже реставрировали.

Поэтому прежде чем приступить к техническому восстановлению и консервации, необходимо тщательно под микроскопом изучить потемневший слой поверхностного лака, чтобы определиться с дальнейшим фронтом работ. 

А от полотна Станислава Жуковского «Зимний вечер» начал отходить красочный слой, поэтому сейчас основная задача — приклеить его к основе холста. 

«На картине много поздних записей, кто-то её подкрасил, какие-то фрагменты разного цвета: зелёные, жёлтые... Необходимо всё снять, проложить грунт и затонировать. Мы не только занимаемся устранением последствий взрыва, но заодно и полностью реставрируем работы. Теперь полотно не будет осыпаться, а изображённый на нём снег станет более белым».

Надежда ЕгороваХудожник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи

Большая работа предстоит и с картиной «Терраса» Константина Коровина.

Из-за многочисленных мелких прорывов сильно деформировался холст, сместились нити, кое-где был утрачен красочный слой. 

«Моя задача – укрепление полотна и устранение деформаций, заделка прорывов и замена подрамника, так как он тоже пострадал. Сейчас самое главное – поставить на место все ниточки. Для этого я увлажняю и пропитываю пострадавшие области, использую утюг и специальный клей. Потом приступлю к армированию льняного холста нитками».

Светлана ПоповаХудожник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи

Самое масштабное полотно, которое привезли в реставрационные мастерские, –«Девочки. Вербное воскресенье» таганрогской художницы Серафимы Блонской.

«Здесь есть потёртости и царапины, видны мелкие выкрашивания по всей поверхности. Сейчас идут предреставрационные работы, поэтому я делаю пробы и утоньшаю лак».

Алексей КупцовХудожник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи

По оценкам специалистов, восстановление всех полотен займёт около шести месяцев. Алла Манилова подчеркнула, что Русский музей исповедует щадящий, деликатный принцип реставрационных работ: он, может быть, требует больше времени, но зато обеспечивает лучший результат. 

После окончания реставрационных работ публика сможет увидеть спасённые картины на специальной выставке в корпусе Бенуа, и только потом они вернутся домой.

«В Таганрогском художественном музее произошла пронзительная история. Однако она учит, что нужно приходить на помощь, и показывает, что у нас есть все ресурсы — и профессиональные, и человеческие, — чтобы поддерживать друг друга».

Алла Манилова

Реставрационные работы планируют завершить к 1 марта 2024 года.

Яна Синикова