Триптих для Ораниенбаума: в Китайском дворце зазвучали шёлк, стекло и дерево

В музыке композитора Алексея Ретинского нашли отражение материалы, которые использовались при строительстве шедевра Антонио Ринальди.

Под занавес летнего сезона в Ораниенбауме, в Китайском дворце ГМЗ «Петергоф» состоялась премьера музыкального триптиха «Следы присутствия», произведения известного современного композитора Алексея Ретинского. Музыка была написана специально для фестиваля «Друзья Петербурга».

Участникам фестиваля удалось посетить дворец и насладиться слиянием гения архитектора Антонио Ринальди и музыки, вдохновлённой его творением.

В трёх залах архитектурного памятника — Розовой гостиной, Большом зале и Большом Китайском кабинете — триптих Алексея Ретинского звучал каждые полчаса. 

Посетителей предупреждали о начале музыкального эпизода, чтобы они в полной мере могли почувствовать философию, заложенную в произведении.

«Мне было важно показать, как проявляют себя материалы, которые использовались в оформлении Китайского дворца. Это дерево, мрамор, стекло: их история от рождения. Например, шёлк рождается из кокона шелкопряда, затем из него делают нити, из которых рождается материал. Все эти процессы имеют звуковой эквивалент. Предметный мир, даже самый изысканный, такой как Китайский дворец — это отражение чего-то большего».

Алексей Ретинский

Триптих композитора звучал в Большом зале, рядом с которым расположен уникальный Стеклярусный кабинет. Акустика помещений такова, что для Стеклярусного кабинета музыка оказалась слишком объёмной.

Тем не менее сквозь раскрытые двери она туда проникала, создавая волшебный фон и без того прекрасного декора, словно отлитого из серебра.

В Большом Китайском кабинете раскрывалась тема дерева: помещение декорировано деревянными панелями, которые рифмуются со сложным паркетом.

По словам экскурсовода Михаила Попова, такого сложного наборного паркета больше нет нигде.

И это не удивительно: Китайский дворец — единственный из царских резиденций в пригородах Петербурга, здание которого полностью уцелело во время Великой Отечественной войны.

Тема камня и шёлка начиналась в Розовой гостиной и усиливалась в Зале муз, сопровождая посетителей до следующего всплеска мелодии. В ней отражена великая сила жизни и неизбежности смерти.

Музыкальный символ XVIII века — клавесин — вплетался в электронные звуки как напоминание о том времени, когда в залах Китайского дворца играл свои произведения известный композитор своего времени 1709–1771

«В мероприятиях просветительской направленности я участвую довольно часто – и в качестве эксперта, и в качестве наставника, и как приглашенный автор. Считаю такие мероприятия, как фестиваль «Друзья Петербурга», прекрасной инициативой, которая способствует развитию нашей культуры.». 

Алексей Ретинский

Композитор отметил, что передаёт своё произведение Китайском дворцу как дань памяти музыкальному гению прошлого.