Тонкая красота: петербуржцам раскрыли секреты художников-эмальеров
Создавая картины, художники используют разные техники и материалы, чтобы воплотить свои задумки в жизнь.
В финальный день фестиваля «Друзья Петербурга» его участники рисовали в технике горячей эмали на мастер-классе «Отражение прекрасного» в мастерской Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

Занятие для детей и взрослых провёл старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи вуза Сергей Крылов. В качестве холста он выдал петербуржцам небольшие медные пластины. При желании их предлагалось просверлить, чтобы потом использовать как пуговицу или кулон.
Перед началом работы мастер рассказал о свойствах эмали, которая представляет собой особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета оксидами металлов, а также показал книги с готовыми картинами, которые можно было использовать в качестве референса при создании эскиза на бумаге.

Некоторые решили изобразить героя любимого мультсериала, другие — цветы, замысловатый орнамент, корабли посреди волн, китайских карпов или милого котёнка, держащего в лапках сердечко.
После того как наброски были готовы, участники мастер-класса нанесли основной фон.
Конечный результат зависит не только от толщины слоя, но и от вида металла, на который наносится эмаль. Если нанести её слишком тонко, во время просушки она прогорит, оставив тёмные пятна, а вот слишком толстое покрытие потрескается.
Впрочем, порой художники намеренно наносят эмаль таким образом или используют несколько цветов одновременно, чтобы получить эффект градиента.
«Иногда эмаль выгорает красиво и некоторые специально пытаются добиться такого эффекта. Даже опытный художник-эмальер с отточенной техникой всё равно на 100% никогда не знает, какой рисунок получится после обжига»
Сергей Крылов
При этом важно учитывать свойства металла, на который наносится изображение: его тягучесть, температуру плавления и коэффициент сжатия при остывании.
После нанесения первого слоя эмали мастер несколько раз просушивает её в печи, помещает пластину под пресс, а затем охлаждает в воде и обезжиривает для нанесения последующих слоёв: чем сложнее картина, тем больше их будет. Желающие могли самостоятельно поместить свои рисунки в печь, температура в которой достигала около 800 градусов.

Пока под влиянием жара яркие краски прилипали к медному холсту, Сергей Крылов рассказывал, чем промышленная эмаль отличается от ювелирной и показывал работы известных российских, итальянских, венгерских, аргентинских, французских и немецких художников-эмальеров, украшающих его мастерскую.

На создание небольшого значка у участников фестиваля «Друзья Петербурга» ушло около двух часов. Итогом трудоёмкой работы стали уникальные миниатюрные картины, позитивные эмоции и желание ещё раз посетить мастер-класс по горячей эмали.