События

Тени и отражения российской истории: участники культурно-исследовательской лаборатории «Друзей Петербурга» представили проект художественной подсветки Михайловского замка

Его цель – создать принципиально новый язык для работы с городской исторической средой с помощью мультимедиа.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Русским музеем

В Центре мультимедиа Русского музея 19 июня состоялась презентация проекта художественного освещения Михайловского замка и прилегающей к нему территории «Я – тень от чьей-то тени». Концепцию разработали участники лаборатории «Архитектурное освещение и световые инсталляции как способ работы с исторической средой» в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».

По словам заместителя генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольги Бабиной, задачей лаборатории стало преобразить Михайловский замок при помощи художественной подсветки.

«Особенные, яркие впечатления от такой визуализации позволят вызвать у горожан интерес к истории России, желание погрузиться в эту эпоху, рассказать об увиденном своим близким и тем самым осуществить связь поколений».

Ольга Бабина

Студенты и молодые специалисты – искусствоведы, дизайнеры, архитекторы, урбанисты – с 1 по 11 июня провели тематические и полевое исследования, приняли участие в дискуссии. Они получили возможность увидеть закрытые интерьеры Михайловского замка, изучить процессы реставрации и особенности работы со светом совместно со студией Aledo.

Участники лаборатории задавались вопросами, которые на протяжении уже двух веков волнуют воображение всех, кому интересна российская история: «Павел I – тиран или жертва?», «Бедный ли Павел?», «Рыцарь ли он или безумец?».

По словам авторов проекта, Михайловский замок служит точкой объединения нарративного и сакрального, площадкой для отражения игры воспоминаний и легенд. Название концепции «Я – тень от чьей-то тени» подчёркивает выбор тени в качестве главного визуального и концептуального инструмента. 

Основанная на отражениях работа пробуждает размышления о месте Павла I в истории, о жизни человека в контексте эпохи, выступает отголоском личной рефлексии каждого посетителя, отбрасывающего свою тень на фасады. Поэтому ключевыми для художественного решения, предложенного участниками лаборатории, стали такие элементы, как зеркальность, текучесть, текст и память. 

В качестве составляющих визуализации планируется использовать архитектурную подсветку и мэппинг на фасадах, проекции цитат, прожекторы направленного света и световые акценты, а также зеркала, блики и отражения.

«При создании прогулочного маршрута мы проанализировали основные туристические потоки вокруг замка и видовые точки, чтобы возникали интересные эффекты и инсталляцию можно было рассматривать с разных сторон. Основная идея – показать значимость человека в истории, его зависимость от исторического контекста. Этот проект важен тем, что студенты при работе над ним смогли познакомиться с ключевыми объектами культурного наследия Петербурга, внести свой вклад в его развитие. Кроме того, проект привлечёт внимание горожан и туристов».

Екатерина ШаповаленкоУчастница лаборатории, специалист по градостроительству

Во время обсуждения члены экспертного совета, в который вошли представители «Газпрома», Русского музея, продюсеры арт-проектов и фестивалей, высказали свои замечания и дали рекомендации по практическому воплощению идеи.

«Хорошо, что маршрут продуман таким образом, чтобы зрителям было комфортно находиться во внутреннем дворе, осматривать разные части экспозиции. Она представляет собой настоящее путешествие». 

Ольга АршанскаяДиректор фестиваля «Ночь света» в Гатчине, продюсер, организатор театральных фестивалей и фестивалей современного искусства

Руководитель отдела медиаразработок на Новой сцене Александринского театра Анастасия Брюханова предложила участникам лаборатории продумать элементы навигации по экспозиции, найти способ художественно встроить их в контекст проекта.

«Необходимо также учитывать то, насколько осуществимы текстовые проекции — чтобы обеспечить их читаемость, ведь в городе никогда не бывает полной темноты. Всегда остаётся какой-то базовый свет, засветка с дороги. Но в любом случае, думаю, ребята смогут правильно проинтерпретировать свои решения и ввести их в городскую среду, так что любой посетитель что-то вынесет для себя, поймает «волну» проекта». 

Анастасия Брюханова

Участники лаборатории отметили, что работа была увлекательной, динамичной и насыщенной, им удалось получить много информации как об истории архитектурного шедевра рубежа XVIII-XIX веков, так и о технических аспектах световых инсталляций.

«Мне очень понравилось осматривать замок. Мы также побывали в лаборатории, которая занимается реконструкцией, в музее, местах, которые недоступны обычным посетителям. Больше всего запомнилась работа с архивами: мы изучили очень большой пласт истории, чтобы проникнуться сутью этого сооружения». 

Дмитрий ЧирковУчастник проекта

Молодые люди отметили, что удалось собрать очень хорошую команду с точки зрения и исторического, и технического погружения.

«Было очень интересно исследовать разные этапы истории замка, например, изучить срезы штукатурки, по которым видно, как был построен замок и как он менялся с течением времени. Перед нами открылось самобытное существование этого архитектурного сооружения, которое вбирает в себя много смыслов. Мы хотели проиллюстрировать, как исторический контекст накладывается на сакральную идею перерождения, показать, что архитектура смотрит на нас так же, как мы смотрим на неё».

Екатерина ПорядковаГрафический дизайнер

Куратор лаборатории «Архитектурное освещение и световые инсталляции» Лиза Савина отметила, что участники проекта ставят перед собой амбициозную цель – создать принципиально новый язык для работы с городской исторической средой средствами мультимедиа.