События

«Такого опыта реставрации ещё не было ни у кого»: в Русском музее представили восстановленные картины из Таганрогского музея

На мастер-классах, организованных проектом «Друзья Петербурга», специалисты поделились приобретённым опытом со студентами профильных вузов.

В реставрационных мастерских Русского музея состоялась импровизированная выставка восстановленных полотен из Таганрогского художественного музея. Специалисты отдела реставрации станковой масляной живописи рассказали представителям СМИ об итогах масштабной реставрации работ, проведённой при поддержке ПАО «Газпром». 

При взрыве 28 июля 2023 года пострадали восемнадцать живописных полотен, три графические работы и одна скульптура из экспозиции «Золотые имена Серебряного века». Сотрудникам художественного музея Таганрога особенно дорога эта часть коллекции, где представлены такие знаменитые художники, как Виктор Борисов-МусатовКонстантин Коровин, Зинаида Серебрякова, Николай Рерих, отметила генеральный директор ГРМ Алла Манилова.

«Все повреждения носили характер ран и не имели ничего общего с привычными для любой реставрационной школы проблемами. До сих пор рестораторы Русского музея, как и других ведущих российских музеев, не имели подобного опыта восстановления картин».

Алла Манилова

Однако мастера реставрационной школы Русского музея не ограничились тем, что устранили повреждения, полученные в результате ракетного удара, – они провели комплексную научно обоснованную реставрацию «израненных» шедевров.

Специалисты помогли вернуть ряд полотен к их первоначальному замыслу: сняли многочисленные наслоения предыдущих десятилетий, удалили верхний потемневший слой лака.

«Таганрог был основан Петром I за несколько лет до Петербурга, своей петровской историей он неразрывно, генетически связан с нашим городом. Мысль о том, что мы можем помочь такому близкому для Петербурга городу, окрыляла нас ещё больше».

Алла Манилова

Заместитель генерального директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей ГРМ Ольга Бабина рассказала о технических особенностях произведений, с которыми работали реставраторы.

«В первую очередь это особенности грунта – пастозного, достаточно объёмного, которым пользовались художники начала XX века. Иногда – отсутствие грунта, как у Екатерины Гольдингер. То есть произведения уже имели не идеальную структуру, связь холста и красочного слоя, и эти изъяны усугубились взрывом». 

Ольга Бабина

Осколки частично повредили живописный слой, а взрывная волна изменила структуру холста, который и без того находился в процессе деградации.

Также сломались подрамники, что, в свою очередь, повлекло за собой изменения красочного слоя. В итоге перед специалистами Русского музея стояла задача устранить следы не только взрыва, но и самого времени.

«Замечательные произведения Коровина, картина „Девочки. Вербное воскресенье“ Серафимы Блонской до реставрации были не столь выразительными, не столь яркими. Картинам вернули манеру авторского письма, максимально приблизили их к авторскому замыслу».

Ольга Бабина

Заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин подчеркнул, что восстановление каждого из повреждённых произведений – это командная работа, в которой активно участвовал в том числе отдел технологических исследований. 

Сначала были проведены первоначальные консервационные мероприятия – такие как заделка прорывов, – которые позволили безопасно транспортировать работы в Петербург. Затем проводились комплексная документация повреждений в ультрафиолетовом спектре излучения, исследование пигментов.

В частности, благодаря технологическому отделу удалось выявить авторский рисунок на картине Серафимы Блонской, где естественный холодный свет со временем превратился в тёплый.

В случае же с картиной Филиппа Малявина «Баба», над восстановлением которой работал Дашкин, основная проблема заключалась в механических повреждениях.

«Ударная волна спровоцировала хронические течения внутри структуры произведения, и картина начала раздублироваться. В мою задачу входила стабилизация структуры произведения и передублировка, то есть я снял старый дублировочный холст и перенёс картину на новый».

Марат Дашкин

Во время реставрации прошли мастер-классы, организованные проектом «Друзья Петербурга».

Реставраторы и музейные сотрудники делились приобретённым опытом по восстановлению столь сложных произведений со студентами профильных вузов.

«Под руководством ведущего реставратора Русского музея Ольги Клёновой мы восполняли утраты красочного слоя на примере произведения Анри Шопена „Благословение Ревекки“. Эта картина получила самые сильные повреждения. Сначала были проведены реставрационные работы, связанные с основой, а на этапе восполнения красочного слоя мы работали непосредственно с этими утратами, восполняли их в тон и цвет авторскому слою. Это довольно сложный процесс, и нам было важно получить такой практический опыт». 

Александра ШанинаСтудентка Санкт-Петербургского государственного института культуры

Участница мастер-классов отметила, что для молодых специалистов очень ценна возможность познакомиться с шедеврами живописи, побывать в мастерских Русского музея и набраться опыта у ведущих реставраторов петербургской реставрационной школы.

Говоря о дальнейшей судьбе восстановленных произведений, Ольга Бабина напомнила, что 25 апреля в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» в Русском музее откроется выставка «Спасённые шедевры. Русский музей – Таганрогу», на которой широкой публике представят произведения после реставрации. Затем работы вернутся на место «постоянной прописки» в Таганрог.

Яна Барсова