Тайны солнечного камня: участники фестиваля «Друзья Петербурга» обрели янтарные талисманы
Гости создали кулоны из уникальных заготовок — фрагментов янтаря, оставшихся после масштабной реставрации Янтарной комнаты
Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»
С момента возрождения уникальной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце прошло более двадцати лет, но созданная для её реставрации Царскосельская янтарная мастерская по сей день продолжает работу. Это один из крупнейших в Европе научно-реставрационных центров по изучению, реставрации и реконструкции произведений из янтаря и твёрдого камня.

Об особенностях работы с этим материалом участникам мастер-класса, состоявшегося в рамках ежегодного фестиваля «Друзья Петербурга», рассказала художник-реставратор Наталия Мазур, которая участвовала в воссоздании личных покоев Екатерины II.
Специалист обратила внимание, что возраст любого янтаря, который попадает в руки человека, исчисляется десятками миллионов лет. При этом далеко не все разновидности подходят для создания украшений или предметов декоративно-прикладного искусства.
Молодой янтарь — копал, которому около 10 млн лет, — не окаменел внутри и имеет слишком низкую температуру плавления, поэтому начинает деформироваться даже при выделении тепла, образующегося при разрезании и полировке.
Другая крайность — янтарь возрастом 100 млн лет. Он слишком сухой, раскалывается под давлением и плохо поддаётся полировке. Самый лучший янтарь для работы — возрастом от 30 до 50 млн лет. Крупнейшим месторождением является Балтийское море.

По мере формирования пузырьки воздуха, песчинки, кора деревьев, насекомые и другие микрообъекты, которые становятся частью уникального янтарного узора, спрятанного под бордово-коричневой «сахарной коркой», которую срезают перед началом обработки янтаря.
Такую же предварительную подготовку пережил янтарь, который использовался для воссоздания Янтарной комнаты, а сохранившиеся со времён окончания реставрации фрагменты стали заготовками для участников мастер-класса. Перед тем как раздать частично отполированные пластины янтаря каплевидной формы, ведущая мастер-класса рассказала о поверье, которое есть у янтарщиков.
«Когда я стала мастером, мой наставник меня подвёл к столу, велел вслепую выбрать себе янтарь и сказал: „Пока будешь с ним работать, думай о хорошем, обо всех, кого любишь. Храни его, и он поможет, если когда-то будет плохо: всё, что есть в твоей душе хорошего, останется там“. И мы с вами сделаем нечто подобное».
Наталия Мазур
Получив почти невесомые янтарные заготовки, участники мастер-класса начали полировать необработанную сторону и края с помощью так называемой янтарной палочки — небольшой деревянной плашки с наждачными листами разной зернистости. Добывая янтарную муку во время шлифовки талисмана, гости с интересом растирали её между пальцев и даже наносили на лицо, желая ощутить чудотворный эффект, который она оказывает на кожу.
Не менее удивительным оказалось выяснить в процессе работы, что каждый кусочек янтаря имеет не только уникальный рисунок, но и разный запах. Одни камни оставляли вместе с янтарной мукой едва уловимый аромат, напоминающий канифоль. Многослойное амбре других можно было сравнить с интенсивными и дерзкими восточными духами.
По мере того как планшеты для шлифовки покрывались белоснежной пылью, мелкие вкрапления и загрязнения на янтаре исчезали, а под едва заметным узором царапин всё более явно проглядывал уникальный узор.
Участники мастер-класса отполировали талисманы на шлифовальных машинах, проделали в них отверстия и продели тонкие плетёные шнуры, превратив результат своего труда в необычные памятные кулоны. Свои талисманы гости унесли вместе с воспоминаниями о Царскосельской янтарной мастерской.