Старейшая обитель Ораниенбаума поделилась своими воспоминаниями с участниками фестиваля «Друзья Петербурга»

Большой Меншиковский дворец, который по сей день носит имя своего первого владельца, вот уже более 300 лет напоминает современникам об эпохе петровских реформ, подаривших России статус империи.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Петергоф»

Большой Меншиковский дворец, который по сей день носит имя своего первого владельца, вот уже более 300 лет напоминает современникам об эпохе петровских реформ, подаривших России статус империи.

В эти выходные резиденция ближайшего сподвижника Петра Великого распахнула свои двери для гостей фестиваля «Друзья Петербурга». Благодаря познавательной экскурсии, старейший дворец Ораниенбаума раскрылся с неожиданной стороны: за роскошным музейным убранством всё это время находился жилой дом, сохранивший память о своих прежних хозяевах.

История этой удивительной усадьбы началась ещё в разгар войны со Швецией. Исполняя желание Петра I облагородить южное побережье Финского залива, Александр Меньшиков приступил к созданию дворца, от которого проходил кратчайший водный путь до Кронштадта, где тоже шло активное строительство. 

Возведение гигантской парадной резиденции «первого» вельможи государства, ставшей своеобразным символом торжества России, одержавшей победу в Северной войне, продолжалось на протяжении десяти лет. На месте парадного сада в то время располагался сад служебный с хозяйственным прудом, а неподалёку в печи и сушильном сарае изготавливали кирпичи. 

Наслаждаться плодами своего труда Меншикову долго не довелось. Вскоре после смерти Петра I он потерял расположение императорского двора, лишился всех чинов и был отправлен в ссылку, где умер в полной нищете.

Обвинение в государственной измене предъявили Меншикову вскоре после того, как он имел неосторожность занять императорское кресло юного Петра II на освящении летней Церкви имени святого Пантелеймона, построенной в усадьбе в честь знаковых побед русского флота 1714 и 1720 годов. Помимо икон, созданных на холстах, ещё одной особенностью этого храма стал помпезный иконостас с позолотой и серебрением, напоминающий скорее алтарь барочной церкви, а не православной.

В дальнейшем дворец подарили Петру III, который после женитьбы на будущей императрице Екатерине II проводил в Ораниенбауме каждое лето. В этот период во дворце появляется мужская и женская половина, а к залам на втором этаже, которые обретают жилой вид, начинает вести парадная лестница из бука, созданная по проекту Франческо Растрелли.

Впоследствии Пётр III распорядился выделить несколько комнат во дворце его возлюбленной Елизавете Воронцовой, они сохранились по сей день. Одна из них — зал Дианы, — где помимо лепки на потолке в мифическом стиле тему фаворитизима продолжает выставленный на обозрение чайный сервиз с портретами любимиц королей Франции Людовика XIV  и Людовика XV.

После каждой смены владельца находившееся во дворце имущество описывалось подробнейшим образом, а функции и внешний облик комнат менялись в зависимости от пожеланий и потребностей новых хозяев усадьбы.

Так, великая княгиня Елена Павловна — жена младшего брата императора Александра I Михаила, дополнила изящный интерьер столовой на втором этаже фарфоровыми люстрами. Да и находившаяся рядом с ней гостиная, где по обыкновению пили кофе, не всегда называлась малиновой. 

Несмотря на разные предпочтения в интерьере, всех владельцев Меншиковского дворца объединяла любовь к роскошным произведениям прикладного искусства, благодаря которым можно сложить представление об укладе их быта и жизни. В украшенном фарфоровыми пластинами буфете 1860-х годов хранилась посуда, которой пользовались во время обедов и чаепитий, хрустальная люстра в главном зале наполняла его светом во время танцевальных вечеров, а в кабинете одного из последних владельцев Меншиковского дворца до сих пор сохранился его граммофон и семейные фотографии, сделанные его супругой.

После Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был окуппирован, поэтому Меншиковскому дворцу повезло сохранить оригинальные стены и интерьеры. С тех пор предназначение усадьбы менялось ещё несколько раз, а спустя восемь лет после реставрации 2003 года здесь открыли первую постоянную экспозицию.