Современное искусство и креативные кластеры: как с помощью заброшенного завода можно развивать город

Участники открытого диалога «Актуальные подходы к созданию инициатив в сфере современного искусства» узнали о том, как вдохнуть новую жизнь в заброшенные предприятия и таким образом привлекать в город туристов и представителей арт-индустрий.

В Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского прошёл открытый диалог «Актуальные подходы к созданию инициатив в сфере современного искусства» в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».

Эксперт по социокультурному проектированию территорий, руководитель отдела межмузейных проектов Политехнического музея Мариам Андреасян и куратор, урбанист, специалист по реконцепции территорий Мария Туркина обсудили, как с помощью креативных кластеров можно развивать не только города-миллионники и региональные центры, но и совсем небольшие населённые пункты.

Во время своего выступления Мариам Андреасян отметила, что креативные пространства, которые разворачиваются на территории, например, бывшего завода, развивают территорию.

Если говорить конкретнее, то притягивают туристов, представителей творческих индустрий, малый и средний бизнес. В качестве примера она привела успешные проекты: культурный центр «Рельсы» в Твери, креативный кластер, куда входит проект «Лето на заводе», в Сысерти, креативное пространство «Станкозавод» в Самаре, арт-резиденция в Черноисточинске.

Мария Туркина пояснила, что, например, в Черноисточинске есть демидовский завод, где развернулась арт-резиденция. И теперь в маленьком посёлке с населением чуть более трёх тысяч человек рядом с Нижним Тагилом проводятся различные мероприятия, мастер-классы, пленэры и даже свадьбы.

Мариам Андреасян подчеркнула, что таким креативным пространствам и арт-кластерам нужно зарабатывать деньги.

«Привлекать средства можно с помощью грантовых программ. Но в первую очередь это нужно делать за счёт бизнеса».

Мариам Андреасян

Также спикеры обсудили культурные формы и инструменты, которые подходят территориям и регионам с различной проблематикой. В частности, они поговорили о региональных инициативах, которые активно развиваются в культурной повестке, и направлении «социокультурного проектирования» в малых и средних городах России.

Один из участников дискуссии спросил у Марии Туркиной, как можно оценить креативный кластер, который находится рядом с Манежем в центре Петербурга.

«Зачастую это пространство используют как продолжение того, что происходит в Манеже. Недавно там развернули петербургский архитектурный фестиваль „Архитектон“».

Мария Туркина

Также участников интересовало, как часто в креативных кластерах и современном искусстве используется искусственный интеллект и почему креативные и культурные центры полностью не финансируются государством.