«Сквер – это объект искусства»: главный хранитель садов Русского музея Александра Алексеева рассказала о значении садово-паркового искусства в городской среде

Иногда завоевания времени оборачиваются художественной утратой.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

В конференц-зале Музея космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко  главный хранитель садов, начальник отдела изучения, сохранения и развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея Александра Алексеева прочла лекцию о значении объектов озеленения для исторической городской среды. 

Мероприятие прошло в рамках направления «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга».

Фото: Нина Рощева

На нескольких примерах спикер объяснила, почему ландшафт — это тоже объект культурного наследия, а садово-парковое искусство – неотъемлемая часть исторического облика Петербурга.

Ландшафтная архитектура участвует в формировании художественного образа города, поэтому необходимо деликатно её сохранять.

«Садово-парковое искусство в первую очередь — это погружение в новый контекст, в новый пространственно-временной континуум. В большом парке вас «ведут» намеренно, чтобы спровоцировать определённые впечатления. Художественная программа и есть предмет садово-паркового искусства. А если этой программы нет, то тогда речь просто о зелёной среде, куда можно прийти, посидеть на скамейке, шевеля зонтиком листья».

Александра Алексеева 

На примере Инженерного сквера спикер продемонстрировала, какую роль ландшафтному дизайну отводят архитекторы. Эта зелёная зона предназначена не столько для кратковременного отдыха, сколько для художественного оформления всего ансамбля.

Фото: Нина Рощева

Сквер лаконично дополняет Михайловский замок и издалека передаёт стиль здания, а памятник Петру Великому напоминает об идеях и идеалах императора Павла Петровича, владельца замка.

«Таким образом, Инженерный сквер и Кленовая аллея – это художественное высказывание».

Александра Алексеева

На территории объекта культурного наследия каждая деталь играет особую роль. Например, по тому, какие цветы изображены в «Зеленом кабинете» в Летнем дворце Петра I можно предположить, какие цветы украшали территорию Летнего сада в XVIII веке. Такие, на первый взгляд, незначительные мелочи помогают формировать более детализированное представление о прошлом. 

Фото: Нина Рощева

Также Александра Алексеева подчеркнула, что иногда завоевания времени оборачиваются художественной утратой: в частности, изначально Летний сад простирался до Невского проспекта. 

Фото: Нина Рощева

Ещё один яркий пример: после революции 1917 года в Михайловском саду появились дорожки, вдвое сокращающие маршрут прогулки и ломающие задуманные архитекторами впечатления. Однако они отвечали запросам жителей того времени, и советская власть, ставившая «интересы народа» на первое место, решила их сохранить. 

Нина Рощева