Сколько стоил мундир императора: на фестивале «Друзья Петербурга» показали одежду царской России

На военную моду влияли геополитические события, а ради красивого костюма офицеры жертвовали даже бытовыми удобствами.

Государственный музей-заповедник «Царское Село» на один день открыл для посетителей фондохранилище «Мужской костюм». Дорогие мундиры, сшитые по последней моде, в России XVIII-XIX веков были для офицеров объектом желания, гордости и причиной сильно ужаться в расходах, чтобы сэкономить рубль-другой на лучшего портного.

О том, какие костюмы носили офицеры и сами императоры два с лишним столетия назад, рассказал в ходе экскурсии хранитель фонда «Мужской костюм» ГМЗ «Царское Село» Алексей Рогатнёв.

Мундиры Петра III, Александра I, Александра II, Николая II и ещё около 2000 предметов одежды императоров и великих князей — всё это включает фонд «Мужской костюм» в Царском Селе. Во времена царской России все офицеры шили костюмы самостоятельно — в стране не было практики обеспечивать военнослужащих форменной одеждой. Поэтому мундир, созданный из лучшего сукна у известных портных, становился предметом гордости.

«Шить у одного портного было более престижно, чем у другого. И если портной шьёт самому императору, его услуги будут дороже всего. Зато офицер мог хвастаться: я пошил мундир у поставщика двора! Причём интересно: доказать это было никак нельзя — бирки на мундиры тогда не пришивали».

Алексей Рогатнёв

Как писал Козьма Прутков, если хочешь быть красивым, поступи в гусары. По словам Алексея Рогатнева, в 1910-е годы комплект одежды гусарского полка стоил Николаю II 1900 рублей. А мех добавил к стоимости обмундирования ещё 1700 рублей. И в эту же сумму обошлась парадная форма, а ведь ещё нужна была форма повседневная, полевая…

Одним словом, многие офицеры, чтобы соответствовать военной моде, жертвовали даже расходами на бытовые нужды. Российский военнослужащий, один из руководителей движения декабристов Сергей Муравьёв-Апостол писал, что были времена, когда он неделями «ел обожжённую на жирной сковороде картошку».

На военную моду в России напрямую влияли геополитические события. Например, после Наполеоновских войн в офицерский костюм пришло очень много «французских» деталей: появились эполеты, вернулись в тяжёлую кавалерию кирасы. Но началось всё с Петра I – с введения европейского костюма как обязательного атрибута: тогда в Российской империи прижился немецкий вариант.

Сейчас это всего лишь история, которую, по словам Алексея Рогатнева, не всегда уважают даже те, кто сталкивается с ней напрямую, например, режиссёры и костюмеры исторических фильмов. В большинстве сериалов, показываемых по телевидению, мундиры XVIII-XIX веков не имеют ничего общего с реальностью. Хотя узнать, как было на самом деле, довольно просто — достаточно обратиться к знатокам тех времён за консультацией.