События

Штучная профессия: на выставке «Россия» обсудили, с какими вызовами сталкиваются современные реставраторы

Проект «Друзья Петербурга» – один из примеров обмена знаниями между опытными мастерами и новым поколением специалистов. 

В лектории павильона «Газпром» на выставке «Россия» (ВДНХ) прошла дискуссия об основных проблемах отечественной реставрации. Встреча стала продолжением образовательной программы Государственного Русского музея (ГРМ).  

Фото: ПАО «Газпром»

Руководители и сотрудники художественных музеев, научно-реставрационных центров, профильных учебных заведений, художники-реставраторы, эксперты в области аналитических методов исследования художественных произведений и другие специалисты, обеспечивающие сохранение культурного наследия, обсудили актуальные проблемы музейной реставрации, в том числе современное состояние отрасли в регионах и вопросы государственной аттестации.

Фото: ПАО «Газпром»

Организатором дискуссии неслучайно стал Русский музей: именно здесь сформировалась сильная школа научной реставрации и прочные связи с образовательными учреждениями. Специалисты ГРМ за долгие годы отработали эффективную систему взаимодействия с региональными музеями, а также накопили большой опыт реставрационной и технологической помощи во время экстренных ситуаций. 

«Именно поэтому мы инициировали это обсуждение с привлечением широкого круга коллег… Сегодня есть проблемы, которые не позволяют развиваться реставрации в России, и задача встречи – наметить шаги по их решению».

Ольга БабинаЗаместитель генерального директора ГРМ

Участники дискуссии сошлись во мнении, что одна из самых острых проблем сегодня – подготовка нового поколения реставраторов и передача им опыта мастеров. 

«Средний возраст реставратора в Русском Музее – 70 лет. При этом ряд проблем и правовых коллизий, в частности в регламенте проведения аттестации реставраторов, не позволяют привлекать молодёжь». 

Евгений СолдатенковНачальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ

Один из примеров обмена знаниями между опытными мастерами и новым поколением реставраторов – многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».

Фото: ПАО «Газпром»

Он даёт возможность молодым специалистам принять участие в сохранении и возрождении культурно-исторического наследия.

В реставрационных мастерских сотрудники Русского музея делятся с будущими специалистами секретами своего мастерства и рассказывают, как вернуть первоначальный вид произведениям искусства. 

Между тем нехватка реставраторов особо остро чувствуется в регионах. Директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко обратила внимание аудитории на то, что из основных фондов одиннадцати музеев Дальневосточного федерального округа 108 тыс. предметов требуют реставрации. 

«Это не только живопись и скульптура, но и изделия из различных материалов – ткань, кость, предметы из рыбьей кожи и другие. На весь округ работает 20 реставраторов и нет ни одного вуза на Дальнем Востоке, который бы готовил реставраторов».

Алёна Даценко

Руководитель Приморской галереи уверена, что появление центра подготовки реставраторов во Владивостоке могло бы стать одним из решений проблемы.

Фото: ПАО «Газпром»

Проректор по научной работе, заведующий кафедрой реставрации живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Юрий Бобров также отметил, что основная проблема реставрации – проблема кадров. Он предложил рассмотреть вопрос разделения подготовки реставраторов по разным направлениям и разным уровням.

«Профессия реставратора штучная, а специалистов нужно готовить долго».

Юрий Бобров

Ещё одной темой дискуссии стали вызовы, с которыми сегодня реставраторы сталкиваются. Специалисты по сохранению культурного наследия всё больше работают в связке с технологами и учёными, используя для изучения и восстановления произведений искусства современные достижения техники и научно-технических исследований. 

«Реставрация в XXI веке – это уже научная реставрация. При этом в России всего семь лабораторий комплексных технико-технологических исследований, и все они находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Это катастрофически мало для нашей огромной страны».

Сергей СирроЗаведующий отделом технологических исследований ГРМ

Технологи Русского музея также поделились опытом организации выездных исследовательских и реставрационных работ. 

«Только за последние полгода мы провели выезды в музеи Таганрога, Сухуми, Саратова, Казани с комплектом оборудования, что позволило сделать более точные и правильные выводы о необходимых реставрационных мероприятиях».

Сергей Сирро

Специалисты ГРМ предложили создать научно-практическую базу проведения стажировок, курсов повышения квалификации в области сохранения и изучения объектов культурного наследия, а также сформировать единую базу данных точных исследований произведений искусства.

Фото: ПАО «Газпром»

Этот шаг позволил бы решить проблему малой оснащённости музеев технологическим оборудованием.

«Развитие оснащённости музеев и результаты научной реставрации важны и для будущих поколений, которые смогут воспользоваться плодами наших комплексных исследований». 

 Сергей Сирро

На помощь реставраторам сегодня приходит и искусственный интеллект. Заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова Кирилл Гаврилин поделился зарубежным и российским опытом работы исследователей, историков искусства и реставраторов с нейросетями.

Фото: ПАО «Газпром»

Именно эти технологии позволяют реставрировать и реконструировать утраченные фрагменты произведений искусства и даже целые ансамбли.