«Работать с ИИ весело, но тревожно»: мастер-класс по работе с искусственным интеллектом открыл второй сезон Школы новых медиа в сфере культуры
Ни одна нейросеть не справится с построением сложного сюжета и не заставит человека искренне смеяться или грустить.
Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялось первое в осеннем семестре 2023 года занятие Школы новых медиа в сфере культуры – бесплатной образовательной программы, которую проект ПАО «Газпром» «Друзей Петербурга» реализует совместно Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ.

На встрече, темой которой стал «Искусственный интеллект на службе у "культурного медийщика"», присутствовали студенты четырёх петербургских вузов (Санкт-Петербургского государственного университета, Института кино и телевидения, Института культуры и Педагогического университета им. А.И. Герцена), обучающиеся по различным специальностям: от журналистики до клинической психологии.

Провела мастер-класс научный коммуникатор, первый заместитель начальника Управления маркетинга и медиакоммуникаций СПбГУ Полина Огородникова.
Участники мероприятия узнали, что уже умеет искусственный интеллект, как им управлять и как он изменит работу «культурных медийщиков» в ближайшем будущем, – в том числе с этической и юридической точек зрения.
Полина Огородникова использовала яркие кейсы из мира искусства и журналистики: от одной из первых картин, сгенерированных машиной, – «Портрета Эдмона де Бэллами», до написанных нейросетью Claude+ поздравлений должностным лицам.
В частности, она продемонстрировала присутствующим портрет

Спикер пояснила, что коллектив пресс-службы СПбГУ попытался сгенерировать изображение к публикации, посвящённой открытому учёными новом виду этого беспозвоночного. И нейросеть решила, что выглядеть тихоходка должна именно так.
«Работать с искусственным интеллектом весело, но тревожно. Особенно в сфере культуры — ведь нам кажется, что в эту область бездушные машины никогда не проникнут: не смогут писать стихи, создавать картины, исполнять оперные произведения. Но практика показывает, что искусственный интеллект уже сегодня умеет очень многое».
Полина Огородникова
По словам спикера, иногда люди путают реальные произведения искусства с картинами, фотографиями, ариями или стихами, сгенерированными нейросетями. Один из известных примеров – изображение Pseudomnesia: The Electrica(«Псевдомнезия: Электрика»), которое победило в категории Creative на престижном конкурсе фотографии Sony WorldPhotography Awards.

Мастер-класс не обошёлся без применения современных технологий.
Так, часть презентации рассказывал аватар Полины Огородниковой, сгенерированный нейросетями Русского музея, а почти на каждом слайде присутствовал QR-код с самыми разными интерактивами. С их помощью можно было сгенерировать свой аватар и обучить его разговаривать, узнать дополнительную информацию об успешных кейсах применения ИИ и получить подборку наиболее полезных для медийщика нейросетей.
«Мастер-класс Полины стал для меня одним из самых ярких мероприятий в Школе новых медиа в сфере культуры – спикер много взаимодействовала с аудиторией. Мы постоянно сканировали QR-коды, а также не только многое узнали про новейшие технологии в области искусственного интеллекта, но и соприкоснулись с искусством. Самый запоминающийся кейс для меня – проект Art&Culture от Google, который ищет картины, похожие на фотографию человека».
Варвара ДикуноваУчастница мастер-класса и студентка Школы новых медиа в сфере культуры
Полина Огородникова уверена: нейросети могут творить шедевры или делать забавные ляпы — как это произошло с тихоходкой, превращённой в синий матрас. Но главное, их можно использовать как мощный инструмент для создания контента.
По её словам, в культурных медиа искусственный интеллект людей не заменит, но нужно понимать, как им управлять. Для этого понадобятся навыки фактчекинга, знание авторского права и умение решать этические вопросы.
А самым важным различием между человеком и машиной, по мнению Огородниковой, всё ещё остаётся способность рассказывать истории: ни одна нейросеть не справится с построением сложного сюжета и не заставит человека искренне смеяться или грустить.
Дарья Жданова