Пыль от крыльев бабочки: в Шереметевском дворце открылась выставка, посвященная творчеству Резо Габриадзе

Северную столицу великий режиссёр, сценарист и художник называл «непроходящим» для себя городом, с которым его очень многое связывает.

В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Габриадзе в Петербурге», посвященная творчеству Резо Габриадзе. В торжественном открытии экспозиции, которое состоялось 6 июня, приняли участие волонтёры проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» — они помогали при регистрации гостей и с навигацией во время мероприятия. 

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Авторы выставки не случайно вспоминают слова режиссёра о счастье: 

«Счастье невозможно поймать: как только вы его поймали – у вас в руках пыль от крыльев бабочки. Счастье ощутимо только в воспоминаниях».

Резо Габриадзе

Выставка в Шереметевском дворце собирает эту «пыль от крыльев бабочки» — то, что Резо оставил Петербургу. Северную столицу Габриадзе называл «непроходящим» для себя городом, с которым его очень многое связывает. Например, мало кто знает, бросая монетку бронзовому Чижику-Пыжику, что его тоже сделал Габриадзе. 

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Центральным сюжетом экспозиции станет история великого спектакля «Песня о Волге». О самом масштабном сражении ХХ века Резо сумел рассказать на небольшом столе с помощью миниатюрных кукол. Спектакль был поставлен Габриадзе в 1996 году в Театре сатиры на Васильевском (Подсказка: Ныне Театр на Васильевском) при деятельной поддержке его директора Владимира Словохотова. Впервые за четверть века зритель увидит этих уникальных кукол. В выставочном пространстве возникнет «песчаное море», из которого, словно из небытия, вырастут персонажи «Песни о Волге». 

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Второй зал отдан Кутаиси — родине Габриадзе и городу его детства. Он говорил, что даже если сочиняет про Париж — это всё равно рассказ о Кутаиси. Жемчужиной экспозиции станет полотно Пиросмани, которого Габриадзе не просто чтил, а считал последним художником, изобразившим рай. Таким раем был для Резо мир кутаисского детства. 

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Ещё один зал перенесёт посетителя в Петербург-Ленинград, в компанию петербургских-ленинградских писателей, с которыми Реваз Леванович был на дружеской ноге. В их числе — Пушкин, Достоевский, Ахматова. Гостей выставки ждёт документальный фильм Аси Гусевой  «Пушкин. Битов. Габриадзе» и рисунки  художника из собраний  Русского музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Всероссийского музея А. С. Пушкина и частных коллекций.

Последний зал посвящён истории дружбы и сотрудничества Резо Габриадзе с «Петербургским театральным журналом», которые длились три десятилетия. Здесь же посетителей ждёт знаменитый Чижик-Пыжик — и его история.