Профессор Санкт-Петербургской консерватории Владимир Гуревич: Русскую музыку создавал наш город

В жизни композиторов XVIII века большую роль играли члены императорской семьи.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

В коворкинге Avenue Page для студентов, участвующих в разработке аудиовизуального представления для Михайловского сада, прошла лекция «Истории русской музыки». Занятие, которое стало частью образовательного маршрута лаборатории «Обратная сторона дворца», провёл почётный работник высшего профессионального образования, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской Консерватории Владимир Гуревич. Слушатели узнали о том, как в Российской империи стала популярна классическая музыка, в чём заключалась специфика работы приглашённых зарубежных композиторов и как русские музыканты повлияли на мировое искусство. 

Эксперт с самого начала отметил: он расскажет то, что не написано в учебниках. По его словам, именно Петербург сыграл ключевую роль в формирование «русской школы».

«Русскую музыку создавал наш город. В XVIII веке Петербург – это была территория от Фонтанки, где бегали волки, до Заячьего острова, а население было чуть более 150 тысяч человек. Тем не менее на этом клочке земли существовало целых четыре оперных театра. Четыре труппы работали на четырёх разных языках: французском, итальянском, немецком и русском».

Владимир Гуревич

Владимир Гуревич отметил, что на появление русской классической музыки большое влияние оказали приглашённые композиторов. Особое место рассказчик уделил творческому пути Германа Фридриха Раупаха – немецкого музыканта второй половины XVIII века, который в 27 лет поступил на службу императорским «клавицынбалистом». За годы работы в Петербурге он создал одну из первых опер на русском языке – «Альцесту», которую в дальнейшем переработал немецкий композитор Кристоф Глюк. Именно сонаты Раупаха, опубликованные в Париже, по словам лектора, во многом повлияли на ранние концерты Моцарта.

В жизни музыкантов того времени большую роль играли члены императорской семьи. Владимир Гуревич отметил, что многие царственные особы, например, Пётр III и Павел I, были очень музыкальны. 

«Пётр III был шикарным скрипачом. Ещё в первые годы брака с Екатериной Алексеевной он понял, что его жена не особо любит музыку. Однако наследник заставлял сидеть её часами и слушать, как он играет. Вот и досиделся. Как известно, в Ропшу Пётр III уехал с Воронцовой, собакой и скрипкой».

Владимир Гуревич

Дополняли рассказ музыкальные паузы: Владимир Гуревич играл отрывки из упомянутых произведений на синтезаторе.

Лектор также рассказал любопытную историю про русскую агентуру за рубежом: она перехватывала либретто и ноты новых опер у парижских композиторов, чтобы доставить как можно скорее произведения в Петербург.

«Все думают: появился Глинка, как чёрт из табакерки, и мир понял, что русская музыка гениальна. Нет. До этого множество композиторов из разных стран строили её по кирпичику».

Владимир Гуревич

Кроме того, профессор рассказал об истории основания Русского музыкального общества в XIX веке. Он отметил, что благодаря его деятельности в стране стали популярны симфонические произведения: любители музыки вкладывали деньги в пропаганду творчества современных композиторов. 

Покровительницей объединения была великая княгиня Елена Павловна. Она стала не только одной из основательниц Русского музыкального общества, но и внесла большой вклад в развитие музыкального образования в империи. Именно по её протекции в Петербурге появилась консерватория.

По словам аспиранта ГИТИСа Юлии Савиковской, для неё это была не просто лекция. Она открыла для себя новые имена в истории не только музыки, но и России.

«Было интересно узнать, насколько музыканты XVIII–XIX веков были зависимы от императорских фамилий и государственных дотаций. После лекции я поняла, что композиторы-классики не просто лиричные и „витающие в облаках“ люди. Их жизнь зависела от политических и экономических факторов. Я не задумывалась о том, что мы можем даже не знать имена музыкантов и их произведения. Но они были реальными творцами и жили здесь, в Петербурге».  

Юлия Савиковская

Информация, полученная на лекции, пригодится участникам лаборатории для создания аудивозиуального шоу в Михайловском саду. Представление станет одним из ключевых событий фестиваля «Друзья Петербурга», который состоится осенью 2024 года. 

Дарья Евстратова