Преподаватель анатомической кафедры Академии художеств рассказал участникам фестиваля «Друзья Петербурга» о тонкостях рисования человеческого тела

Изобразить красиво мало, надо ещё и правильно.

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, старейшее в России художественное учебное заведение, открыло двери в свои залы и мастерские для участников фестиваля «Друзья Петербурга».

Преподаватель пластической анатомии и анатомического рисунка академии, член Союза художников России, живописец Михаил Моляков рассказал в аудитории анатомической кафедры, как студенты учатся рисовать тело человека.

Рисование с натуры – это процесс познания и отражения мира природы, вечного источника, из которого черпает силы искусство. Изображая человека и его тело, художники дошли до поразительных по красоте и совершенству пластических форм.

Важную роль в достижении такого мастерства играют пластическая анатомия и анатомической рисунок.

«Профессиональный художник должен знать правильные пропорции. Это правильные соотношения, пересечения основных плоскостей. Он отталкивается от опознавательных точек, которые видны на образце. Зная расстояние между ними, уже можно отталкиваться по пропорциям».

Михаил Моляков

В императорской академии преподавали анатомию по канонам, принятым во всех западноевропейских учебных заведениях, в XVIII веке это были единые знания.

Сегодня ситуация иная: в России студенты должны рисовать с натуры и оттачивать мастерство, а на западе это перестало быть обязательным. По словам Михаила Молякова, наша реалистическая школа и зарубежная сейчас сильно отличаются.

«Мы не можем отвергать современные течения, но как реагировать – это сложный вопрос».

Михаил Моляков

На действующей анатомической кафедре Академии художеств занимаются четыре творческих курса, кроме искусствоведов. На первом курсе учатся основам, делают рисунки с гипсовой головы, созданной скульптором Гудоном, а глаза, рот и нос – Давида.

Второй курс рисует тело, конечности. По итогу учебного года на экзамене студенты сдают теорию и рисунок по памяти, который нужно выполнить за 20 минут.

«Изображать самих себя непросто. Нарисовать целый комплекс, фигуру сложно. Мало нарисовать красиво, надо ещё и правильно».

Михаил Моляков

Помимо гипсовых экорше, которые представляют собой скульптурное изображение фигуры человека без кожи, с открытыми мышцами, участники фестиваля увидели на анатомической кафедре «Лежащее тело» Буяльского.

Выдающийся русский хирург и академик Императорской академии художеств Илья Буяльский совместно со скульптором Петром Клодтом и художником Андреем Сапожниковым, применив метод замораживания трупа утопленника, создал анатомическую мышечную фигуру «Лежащее тело», отлитую в бронзе.

Как рассказал преподаватель анатомической кафедры, студенты не рисуют с этой бронзовой фигуры, поскольку на ней нельзя правильно увидеть свет и форму.

«Правильно рисовать гипс. Его свойства можно перенести на живую модель. Гипс светоносный, на нём видно свет и тень, удобнее рисовать форму. Это целые шахматы. И этим должен заниматься художник. Это нужно переносить на бумагу».

Михаил Моляков

На вопрос об искусственном интеллекте и возможности заменить им художника Михаил Моляков ответил, что проблема отнюдь не нова. Преподаватель анатомического рисунка считает, что ничто никогда не заменит работу живого человека. Искусственный интеллект – это вторичное явление, а человек первичное, убеждён он.