Потерянный рай: метаопера «Обратная сторона дворца» открыла новые грани Михайловского сада

Творческий эксперимент участники культурно-исследовательской лаборатории готовили несколько месяцев.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Михайловский сад Русского музея на три вечера превратился в волшебное медиативное пространство. Здесь звук и свет слились воедино, чтобы рассказать историю одного из любимых мест петербуржцев через яркие образы, вдохновлённые российской музыкальной культурой, национальной оперой и шедеврами первого в стране государственного музея русского изобразительного искусства. 

В рамках третьего ежегодного фестиваля ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» состоялась премьера аудиовизуального представления «Обратная сторона дворца». 

«Русский музей традиционно принимает участие в фестивале „Друзья Петербурга“, который проходит под эгидой ПАО „Газпром“  — давнего партнёра наших реставрационных проектов. Мы рады оказать содействие в важной миссии фестиваля — сохранении культурного и исторического наследия города. Сегодня эта задача становится ещё более достижимой благодаря мультимедиатехнологиям, которые способны сделать взаимодействие горожан с культурной жизнью Санкт-Петербурга гораздо ярче и интереснее. Масштабное представление в Михайловском саду, в основу которого вошли образы из коллекции Русского музея, напомнит гостям Михайловского сада о важности сохранения произведений искусства».

Александр ВоронкоЗаместитель генерального директора Русского музея

Участники культурно-исследовательской лаборатории несколько месяцев изучали наследие российской и европейской музыкальной культуры, а также историю Михайловского сада, атмосфера которого менялась с течением времени, сменой эпох и владельцев.

Итогом работы восемнадцати молодых творцов, студентов ведущих российских вузов и молодых художников, стала круговая прогулка по саду, во время которой петербуржцы могут погрузиться в разные слои его бытования и ощутить, как прошлое перекликается с настоящим.  

«Конечно, это творческий эксперимент, который реализован при поддержке и доверии от Русского музея. Проект стал результатом творческой лаборатории, где главными героями, как и всегда, являются молодые специалисты, студенты под руководством опытных кураторов, крупных специалистов в своей области. Это многомесячная работа, которая прошла путь от идеи до конечной реализации. И ребята получили огромный опыт и расширили свои границы».

Елена ДавыдоваНачальник управления ПАО «Газпром», генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома»

По её словам, понятие «метаопера» наилучшим образом описывает явление, которое сейчас окутывает Михайловский сад. 

Преподаватель, продюсер проектов в области культуры и соучредитель Фонда культурных инициатив «Спарта» Лиза Савина, рассказывая о ключевых точках оперы-путешествия, прежде всего обратила внимание на композицию, созданную на Масленом лугу. 

Остановившись напротив «главной сцены», зрители могут увидеть 35 световых картин. Синхронизировав цвет, свет и звук, художник по свету Станислав Свистунович сумел добиться максимально объёмного восприятия метанарратива, выстроенного на основе либретто из опер «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, путевых записях русского путешественника Афанасия Никитина «Хождение за три моря», гомеровской «Одиссее» в переводе Василия Жуковского и «Морфологии волшебной сказки» советского филолога-фольклориста Владимира Проппа — ярком образце исконно ленинградской науки, на котором стоит вся современная антропология.  Дополняют экспозицию «ожившие» световые проекции, выведенные на акведук теневого фасада Михайловского дворца.

Проходя мимо «поющих» вокальных групп, представленных формами для отливки статуй Летнего сада, гости фестиваля переместились к пруду, над которым горит перевёрнутая надпись «Потерянный рай». Согласно задумке авторов композиции, вдохновлённой мифом и оперой о невидимом граде Китеже, для того чтобы отыскать это заветное место и связанное с ним успокоение, достаточно взглянуть в отражение водной глади.

«Римский-Корсаков писал оперу о граде Китеже в непростой для страны период, и в этом сказании он нашёл идею, которая бы объединяла людей в том числе — в поиске определённой народности. Потому что Китеж — это главная история поиска потерянного рая. Место, которое ты можешь вновь обрести». 

Лиза Савина

Рядом, над перекинутым через воду мостом, расположилась гирлянда из японских колокольчиков «Фурин-фуги», к которым традиционно привязывают стихотворные тексты. Взяв за основу эту концепцию, художница Полина Шумкова долгое время вела беседы с гостями Михайловского сада, спрашивая у них, что для них значит это место и Русский музей.

Ответы на эти вопросы стали частью едва ли не самой трогательной композиции, ставшей частью метаоперы: вместе со звоном колокольчиков, раскачивающихся от прикосновений ветра, по саду разносятся обрывки фраз современников, раскрывших душу и самые светлые воспоминания в разговоре с незнакомкой.

Прогуливаясь по погрузившимся во мрак аллеям и тропинкам, участники фестиваля «Друзья Петербурга» с каждым шагом всё сильнее погружались в загадочный мир, где по листьям почти трёхсотлетнего дуба бегут дорожки из лазерных лучей, шедевры из фонда Русского музея спрятаны в листьях, будто знакомые многим с детства «секретики», а павильон Росси превратился в подводный грот, украшенный фрагментами работы Ильи Репина «Садко». 

«„Обратная сторона дворца” — это метаопера: то есть опера, которая спрятана в другие оперы, архитектуру и предметы искусства из коллекции музея, завёрнута в сад, укрыта таинственным покрывалом желтеющей листвы, погружена в сон города, который стоит на большой воде. В этом году наша лаборатория изменилась — теперь участники не только разрабатывают концепцию и помогают команде проекта в реализации. В этом году у каждой части проекта есть автор, и это серьёзное качественное изменение, которое показывает, что два года нашей работы прошли не зря».

Лиза Савина

Увидеть аудиовизуальное представление и ставшие его частью работы молодых художников, созданные в рамках творческой лаборатории проекта «Друзья Петербурга», жители и гости города на Неве могут вечером 28 и 29 сентября, оформив бесплатный билет на сайте фестиваля.