«Последний день Помпеи» Карла Брюллова готовится к переезду на выставку

В Русском музее прошла накатка на вал полотна после реставрации.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

В рамках подготовки к экспонированию шедевра Карла Брюллова в Русском музее прошла накатка на вал полотна «Последний день Помпеи». Всемирно известный шедевр русской живописи в октябре станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки Карла Брюллова в Михайловском дворце, посвящённой 225-летию со дня рождения гениального художника.

Фото: ГРМ

Наблюдать за этим завораживающим процессом, а также самостоятельно попробовать свои силы в накатке учебного образца на вал, получили возможность участники направления «Наставничество» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». 

В мастер-классе приняли участие пятнадцать студентов из Академии художеств им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха и Санкт-Петербургского государственного института культуры. Мастер-класс под руководством экспертов-реставраторов Ольги Клёновой и Марата Дашкина стал бесценным опытом для будущих специалистов в области сохранения культурного наследия.

«Наставничество и обучение таким профессиональным процессам очень важно для молодых специалистов, которые в дальнейшем придут работать в музеи. Участие студентов профильных вузов в реставрационных проектах, возможность своими глазами увидеть и руками попробовать выполнить ответственные операции — это бесценный практический опыт. Даже если у них пока нет профессиональной квалификации, как у более опытных реставраторов, такое погружение в процесс позволит им в будущем быть подготовленными, знать все тонкости работы с музейными экспонатами. Это крайне важно для преемственности поколений и сохранения культурного наследия в надёжных руках».  

Ольга КлёноваВедущий художник-реставратор станковой масляной живописи Русского музея, руководитель проекта реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Серия образовательных мероприятий для студентов «Наставничества» началась ещё в марте 2024 года с изучения технического состояния картины. Молодые реставраторы исследовали полотно в ультрафиолетовом и инфракрасном спектрах, определяли толщину и сохранность лакового покрытия, выявляли наличие авторских живописных исправлений и старых тонировок. Закрепив полученные знания, в апреле они работали над расчисткой живописной поверхности на учебных пособиях. Таким образом, для участников проекта «Друзья Петербурга» организовали целостный образовательный курс, позволивший на практике ознакомиться со всеми этапами реставрации музейного шедевра.

В декабре 2023 года Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую комплексную научную реставрацию колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). Ведущие специалисты Русского музея провели мероприятия по масштабному технико-технологическому и химико-биологическому исследованию картины и исторической рамы, благодаря которым реставраторы смогли провести уникальную научную реставрацию.

В зале № 86 корпуса Бенуа была создана импровизированная реставрационная мастерская со стеклянной перегородкой, которая позволила посетителям музея наблюдать за процессом реставрации картины. Это беспрецедентное в отечественной реставрации музейных предметов решение дало гостям возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остаётся «за кадром».