После двух пожаров и обстрелов: петербуржцам рассказали, как реставрировали Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Убранство храма было почти полностью утрачено.

Церковь Воскресения Христова восстанавливали буквально по кусочкам: пострадали иконы, плафоны, остальное внутреннее убранство. Искусствоведам, архитекторам и другим специалистам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы ансамбль принял свой первоначальный облик.

Фото: ГМЗ «Царское село»

В рамках фестиваля «Друзья Петербурга» состоялся открытый разговор — «Новые подходы к реставрации музейных ценностей», в котором приняли участие куратор воссоздания живописного ансамбля придворной Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце, начальник Отдела научной литературы и библиографии ГМЗ «Царское Село», искусствовед Наталья Коршунова, а также реставратор Иван Прохин.

Первый раз церковь пострадала в 1820 году во время большого пожара. Тогда император Александр I приказал восстановить всё в том же виде, как было до трагедии.

Но в 1863 году случается второй крупный пожар, затем — разрушительный военный период с 1941 по 1944 годы, когда убранство храма было почти полностью утрачено. После войны церковь законсервировали вплоть до 2016 года. После этого начались грандиозные реставрационные работы, которые прошли при поддержке ПАО «Газпром».

Изначально восстанавливали резьбу и декоративное убранство.

«У нас было 114 икон, осталось всего четыре. В остальных рамах — пустота, после войны их затянули холстами. Иконостас тоже был пуст. Реставрация осуществлялась по этапам. В работе впереди всех идут научные сотрудники: они добывают информацию из описаний, архивов, фотографий, воспоминаний людей. Только потом за дело берутся другие мастера».

Наталья Коршунова

Что касается плафонов, то полностью сохранился только один — в алтаре храма. Центральная часть другого была вырезана, остались лишь фрагменты живописных рам: реставраторы смогли восстановить их из оставшихся частей. Например, современные технологии помогли выявить гравюру, которая послужила иконографическим источником для сохранившейся иконы.

Также было принято решение воссоздавать живописный ансамбль. После обсуждений эксперты решили продолжать ту тему, которая уже была заложена реставраторами, восстанавливавшими дворец после войны. С прошлого века сохранилось несколько работ, помогли и подготовительные рисунки.

В 2019 году закончилась работа по восстановлению иконостаса. Проводилась она художниками-академистами под руководством Юрия Боброва. В 2022 году полностью восстановили и настенную живопись.

Уцелевшие, но пострадавшие фрагменты плафона тоже спасали реставраторы. Один из них, находящийся в алтаре, был сильно закопчён, практически чёрного цвета. По словам Ивана Прохина, на нём также было выявлено порядка двенадцати отверстий, которые остались после выстрелов.

«Реставраторы заново ткали полотно в отверстиях от пуль. Использовали разные хирургические инструменты, в том числе иглы, ножницы. Кроме того, в ход шли различные составы из холщёвого волокна, которое мелко обтачивается, смешивается с клеем. А когда высыхает, то приклеивается сверху на отверстие от пули, словно вставка».

Иван Прохин

На сегодняшний день все реставрационные работы завершены, культурный ансамбль открыт для посетителей.