Под звуки оркестра: фестиваль «Друзья Петербурга» завершился концертом musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

В Капелле прозвучали шедевры русской симфонической школы XIX-XX веков, каждый из которых по-своему трактует тему памяти.

Концерт оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса состоялся в заключительный день фестиваля «Друзья Петербурга». На него были приглашены представители городских креативных сообществ, преподаватели и студенты творческих специальностей, а также обладатели специального билета «Друзья Петербурга», который разыгрывался разыгрывался в социальных сетях проекта «Друзья Петербурга».

Фото: musicAeterna

Помимо концерта в Капелле его обладатели могли посетить аудиовизуальное представление «Я – тень от чьей-то тени» в Михайловском замке и хореографическую постановку «Единство материала» хореографа, дважды лауреата премии «Золотая маска» Владимира Варнавы в Большом зале Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. 

Камерная симфония Дмитрия Шостаковича – это обработка его Струнного квартета №8, сделанная Рудольфом Баршаем и одобренная композитором в 1967 году. Экспрессивное произведение в трагическом ключе подводит итог жизни автора и вместе с тем истории первой половины XX века. В нём переосмыслены мотивы из других произведений Шостаковича, а также звучат узнаваемые темы Вагнера, Чайковского и революционной песни «Замучен тяжёлой неволей».

Вторым номером вечера была Серенада для струнного оркестра до мажор Петра Чайковского – по контрасту с симфонией Шостаковича, светлая и солнечная, оммаж Моцарту, которым восхищался композитор, и ностальгия по эпохе классицизма. Свежесть и тонкость оркестрового письма превратили её в одно из самых исполняемых симфонических произведений.

Фото: musicAeterna

В последней части Струнной серенады в полную мощь развернулись «ритуальные силы» Курентзиса и его любовь к экзальтированной романтике. Она начинается с медленного элегического отрывка, основанного на русской народной песне, все струны приглушены – а потом вступает очень быстрый, шумный финал, вдохновлённый плясовыми мотивами. Динамичная, исполненная с драйвом и блеском, мелодия захватывала и вовлекала слушателей буквально на чувственно-телесном уровне.

Романтический надрыв русской души, утраченная воздушность XVIII века, ясность образов и стройная красота формы – всё это было передано оркестром в исполнении Струнной серенады красноречиво и точно.

Завершающей виньеткой стала «Маленькая Данелиада» Гии Канчели для скрипки, фортепиано, ударных и струнного оркестра. Композитор создал эту зарисовку по просьбе Гидона Кремера в 2000 году, и с тех пор она вошла в число хитов современного оркестрового репертуара.

В мелодии, отсылающей к музыке из фильмов «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали», трагизм бытия, звучавший в симфонии Шостаковича, и память о прошлом – будь оно светлым или мрачным – побеждаются тонкой иронией. Оркестранты во время музицирования несколько раз пропевали «Ку!», неизменно радуя этим публику.

Во всех исполненных номерах завораживающее впечатление производила свобода дирижёрского жеста Теодора Курентзиса, которая моментально находит отклик в оркестре и создаёт ощущение музыки как стихии, естественно льющегося потока. Наблюдение за этой живой энергией, объединяющей музыкантов, когда мелодия почти становится зримой и можно проследить мотив, перебегающий от скрипок к альтам, затем к виолончелям, – приносит почти физическое удовольствие.

Уместно вспомнить слова самого дирижёра о том, что MusicAeterna – «организм, где восстанавливают музыку под началом Диониса и Аполлона».