Петербуржцы узнали, как формируется экспозиционное пространство и кого кураторы выставок считают идеальным зрителем

Посещая выставки, немногие обращают внимание на логику залов, в которых находятся произведения искусства. Между тем атмосфера экспозиции оказывает огромное влияние на зрителя и его восприятие. 

В рамках дискуссии «Архитектура впечатлений: новое представление исторического наследия», проходившей в Центральной публичной библиотеке им. В.В. Маяковского, участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали, когда и почему кураторы отказываются от привычной «академической» развески и подачи экспонатов, а также где находится грань между заложенными ими смыслами и сценографией.

Об особенностях архитектуры музеев и оформлении выставок приглашённые эксперты рассказали на примере собственных проектов. Говоря об экспозиции «Алексей Щусев. 150», которая была представлена на двух площадках в Москве к юбилею маэстро, архитектор, художник, историк искусства и управляющий партнёр студии «ЧАРТ» Александра Шейнер отметила, что при оформлении выставки на базе «Анфилады» специалисты выстраивали повествование в хронологическом порядке, опираясь на биографию художника. 

Например, в зале, напоминающем кабинет Академии художеств, где архитектор Щусев когда-то защищал свой дипломный проект, была представлена его выпускная работа и ранние проекты. Фоном для композиции с его градостроительными проектами стали генеральные планы СССР послевоенного периода. Вторая часть выставки, посвящённая храмовому зодчеству, располагалась в палатах Аптекарского приказа, своды которых сами по себе формируют у зрителя ощущение сакрального пространства.

Тот же подход – когда оптимальным обрамлением является само здание, – прослеживается при создании выставки «1922. Конструктивизм. Начало», которая проходила осенью прошлого – весной текущего года в московском центре изучения конструктивизма «Зотов».

«Нам хотелось подчеркнуть высокотехнологичность здания, тот факт, что оно само по себе является авангардом и конструктивизмом. В этом случае мы использовали максимально проницаемые конструкции в духе функциональности и постарались создать максимально открытое пространство, лишь обозначив некие доминанты» 

Александра Шейнер

Ещё одной ключевой точкой отсчёта при создании выставки может выступать творчество её главного героя. Так произошло с временной экспозицией «Врубель», в Государственной Третьяковской галерее, где кураторы сделали выбор в пользу более дерзкой архитектуры, вдохновившись мозаичным методом живописи художника. Чтобы его работы не конкурировали друг с другом, специалисты выстроили сложное пространство в виде многогранных залов с небольшими окошками между ними.

Похожим образом действовала архитектор и художник Анна Ильина, оформляя выставку «Зерцало» в Центральном выставочном зале «Манеж», где были представлены провинциальные портреты русских купцовXVIII-XIX веков. Поскольку такая живопись зачастую не вызывает интереса у массового зрителя, эксперт сделала акцент на историческом контексте произведений. Так появилась идея создать тёмное пространство, выделив картины с помощью света. 

«Мне было любопытно разрушить привычную логику пространства и маршрут, по которому следуют посетители „Манежа“, поэтому осмотр экспозиции начинался внизу. Главная задача, которая стояла передо мной, — сделать эти портреты интересными для зрителя, заставить их рассматривать. А поскольку чаще всего такие произведения были частью семейного быта и делались для себя, было решено поместить их в камерное, более уютное пространство, сделав намёки на маленький купеческий быт, но при этом исключив портреты из контекста краеведческого музея, в котором они обычно представлены».

Анна Ильина

Следующим свои проекты продемонстрировал архитектор, художник, куратор, сооснователь творческого объединения «АРХАТАКА» и один из авторов концептуального проекта «Фанерный театр» Андрей Воронов.

Этот его проект жители и гости Петербурга могли на протяжении 2019 года увидеть в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. К 100-летию культурного учреждения в его исторических интерьерах появилось самостоятельное здание – полноценный «театр в театре», где проводились представления. Его внешний вид напоминал зрителям о революционной эпохе, в которую зарождался БДТ. 

«Изначально мы с Андреем Могучим и Александром Шишкиным-Хокусаем хотели нарочито показать экстраординарный контраст к существующему классическому сооружению: БДТ открылся во время активной работы авангардистов во всех творческих процессах, происходивших в нашей стране — от литературы до сценографии, архитектуры, дизайна. И на заре театра через его сцену успело пройти огромное количество потрясающих передовых художников-авангардистов, которым мы отчасти посвятили этот проект».

Андрей Воронов

Подводя итоги дискуссии и отвечая на вопросы слушателей, спикеры согласились, что подобные смелые проекты, особенно если они соприкасаются с историческим наследием, могут смутить зрителя. 

Однако даже негативные эмоции — в отличие от равнодушия — дают пищу для размышлений и открывают пространство для личностного роста. Именно поэтому идеальным зрителем является человек, который готов вовлекаться в предложенную ему игру и взглянуть на разные виды искусства с непривычного для него ракурса.