От завода до вуза: «Друзья Петербурга» провели медиации в Канатном цехе
Участники фестиваля изучили историю здания и его архитектуру, активно задавая вопросы
Для гостей фестиваля «Друзья Петербурга» в Канатном цехе прошли медиации, посвящённые истории одной из интереснейших промышленных построек Васильевского острова.

Участникам предложили пройтись по территории бывшего завода «Красный гвоздильщик» на 25-й линии и не только наблюдать, но и активно включаться в беседу: задавать вопросы, делиться впечатлениями и обсуждать увиденное — в этом заключается суть культурной медиации.

Раньше на заводе действительно изготавливали гвозди и другие металлические изделия; сегодня это пространство — памятник промышленных технологий и один из символов короткой, но яркой эпохи конструктивизма, а также корпус НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
«Мы искали место, где студенты могли бы получать опыт и реализовывать проекты, — и этот корпус показал, как университет может приспособить пространство, изначально не созданное для учёбы. Наша роль — быть местом, где люди напитываются новыми смыслами».
Анна ТышецкаяДиректор НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга
Академический руководитель образовательной программы «Дизайн» Ксения Малич рассказала, что в процессе реконструкции пришлось устроить дополнительные перекрытия и фактически перестроить основную часть Канатного цеха, сохранив при этом первоначальные пропорции и архитектурные решения. Были восстановлены атриум со световым фонарём и система металлических ферм — ещё один характерный элемент конструктивизма.
«Оказалось, что пространство идеально подходит для классов и мастерских. Оно принадлежит эпохе устремлённости в будущее: аскетичный эстетический выбор был оправдан большими целями и амбициями — и это очень близко молодёжи».
Ксения Малич
Участники медиаций активно обсуждали творчество архитектора здания Якова Чернихова: его смелые авангардные фантазии, вдохновение музыкой и отношение к графическому искусству как к самому главному.

Разговор коснулся и шрифтов Чернихова — кто-то увидел в них отсылки к старославянской вязи, кто-то — к готике. Сам Чернихов считал, что архитектурные формы отражают дух времени; с этой мыслью участники сопоставляли увиденные элементы.
«Уникальность пространства в том, что это единственное сохранившееся здание Якова Чернихова. Многие дизайнеры и архитекторы черпают здесь вдохновение: известный пример — визит Захи Хадид, которая приезжала посмотреть на этот образец конструктивизма».
Наталья СвиданМедиатор проекта «Друзья Петербурга»
Посещение смотровой площадки в водонапорной башне позволило гостям медиаций взглянуть на город с неожиданного ракурса, чтобы позже выразить свои впечатления в коллаже.