От «Нептуна» до «голого мальчика»: петербуржцы узнали о фонтанной истории города
Изначально фонтаны были задуманы для увеселения, а теперь – облагораживают город.
Страсть к фонтанам в Петербурге началась с Летнего сада в 1705 году, достигла пика во второй половине XIX века, затем — в середине XX века и продолжается по сей день. Вместе с лектором Екатериной Шишкиной участники фестиваля «Друзья Петербурга» поближе познакомились с историей и художественными особенностями городских фонтанов.
Фонтаны представляют собой уникальный синтез нескольких видов искусства – пластического, музыкального, светового – и оригинальных инженерных идей, отметила искусствовед.

В начале XVIII века они имели прежде всего декоративное, увеселительное назначение – так появились великолепные фонтаны Петродворца и фонтаны в Летнем саду.
В следующем столетии возникли новые фонтанные группы, ставшие визитной карточкой Петербурга: у Эрмитажа и Казанского собора, рядом со зданием Адмиралтейства. Кроме того, нашли своё место в современном городе фонтаны-поилки по проектам архитекторов Жана-Франсуа Тома де Томона и Андрея Воронихина.
Пять фонтанов были сооружены при императоре Александре I в стиле классицизма в подражание античным образцам. В то время они не только радовали глаз путников, но и имели вполне утилитарную функцию – напоить уставших лошадей.
Два фонтана с бывшей Царскосельской дороги по-прежнему украшают город: «Нептун», располагавшийся у деревни Каменка, сейчас находится на Сенной площади, а фонтан из Среднерогатской колонии перенесли в Воронихинский сквер у Казанского собора.

Столь же известны, но уже не действуют ещё два фонтана-поилки на Пулковском шоссе: «Грот» и фонтан с четырьмя сфинксами, который в народе прозвали «Четыре ведьмы». Охраняющие поилку сфинксы необычны тем, что у них женские головы.

Наконец, пятый фонтан-поилка получил имя «Старик» – по рельефной маске улыбающегося божества с бородой. Он бесследно исчез в 1910-1920-е годы.
Не менее интересны и фонтанные композиции, созданные в XX и XXI веках.
«Несколько лет назад началась современная история возрождения фонтанов. Это в том числе восстановленный фонтан во дворе дома Пеля на Литейном проспекте с бронзовой фигурой девушки с кувшином, из которого бьёт вода. Или выполненный в барочной стилистике фонтан „Рождение Афродиты“ в саду Сан-Галли».
Екатерина Шишкина
Один из новейших фонтанных комплексов запустили на Московской площади в 2006 году, и он совершенно преобразил это место.
Стоит отметить, что порой фонтаны вызывают у горожан неоднозначную реакцию: некоторых возмутила скульптура обнажённого юноши, установленная на углу улиц Белинского и Моховой в 2000 году. Композиция «Новый век» включает в себя фонтан «Река времени», состоящий из двух гранитных пилонов с надписями: «Двадцатый век» и «Двадцать первый век», и фигуру мальчика с поднятой головой – как бы устремившего взгляд в новое тысячелетие.
«Новые формы облагораживают город – например, такие, как фонтан «Скрипка-женщина» в саду Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте».
Екатерина Шишкина