Обыкновенное чудо: специалисты из Международного центра реставрации раскрыли секреты мастерства

В МЦР планируют хранить базы всех музеев Ленинградской области и Северо-Запада.

Почти год назад музейным работникам передали ключи от уникального Международного центра реставрации (МЦР) в Рождествено, где задачи по сохранению культурного наследия тесно переплетаются с научно-исследовательской работой и обучением нового поколения специалистов.

Участники междисциплинарного курса «Наставничество», который проходит в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», узнали о работе многофункционального музейного комплекса и посетили мастер-классы в лабораториях, оснащённых новейшим оборудованием.

Перед началом заместитель директора по реставрации музейных предметов МЦР, художник-реставратор высшей категории Жанна Максименко провела для гостей небольшую экскурсию.

Помимо реставрационных мастерских и лабораторий, специализированных хранилищ и помещений для временных выставок, в здании площадью 10 тыс. кв. метров установлены серверы, способные вместить до 200 терабайт информации.

По её словам, сопоставимые объёмы памяти — у специализированных компьютеров в Эрмитаже.

«Предполагается, что в будущем здесь будут храниться базы всех музеев Ленинградской области и Северо-Запада. Мощность такая, что при желании можно управлять маленьким аэродромом».

Жанна Максименко

Покинув светлый холл, украшенный эскизами в стиле ренессанс, участники курса «Наставничество» оказались в производственном корпусе. Сотрудники шутят — потолки здесь такие высокие, что можно вешать щитки для игры в баскетбол.

Помимо погрузочной зоны, где поступившие на реставрацию произведения искусства распаковывают и проверяют на наличие плесени, на первом этаже запустили четыре мастерских.

В помещении, предназначенном для изделий декоративно-прикладного искусства, временно «поселились» зуб мамонта и чучело колибри из коллекции композитора Римского-Корсакова, личные вещи путешественника Павла Щербова, предметы из поместья семьи Ганнибалов в Суйде и «Приютино» — бывшей усадьбы первого директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств Алексея Оленина.

Также Жанна Максименко рассказала, как проходит реставрация в «Доме станционного смотрителя» и на даче Владимира Набокова, которые находятся в Рождествено. Один из самых загадочных экспонатов — керамическую печь конца XIX века — доставили в МЦР как раз из имения писателя. 

Известно, что в 1970-1980 годах её вывезли из Петербурга, однако выяснить, в каком доме она располагалась изначально, пока что не удалось. Одновременно в мастерской реставрации камня и керамики идёт музеефикация фрагментов фасадов гатчинского собора Святого апостола Павла: оригинальные барельефы будут храниться в реставрационном центре, а вместо них стены храма украсят воссозданные копии.

Перед началом и в процессе реставрации все изменения, происходящие с произведениями искусства, фотографируют. Сердцем исследовательской фотолаборатории называют инфракрасную камеру Osiris, с помощью которой можно рассмотреть изменения в слоях картины, узнать ее историю и происхождение. 

Гостям рассказали, как работает вакуумный стол, который могут одновременно использовать несколько реставраторов, и показали лабораторию, где занимаются инфракрасной фурье-спектроскопией. Этот метод исследования позволяет определить, какие материалы и вещества использовали при создании шедевров, что существенно упрощает работу реставраторов.

Участники мастер-классов отметили, что почерпнули в МЦР много полезной информации. Химик-эксперт Международного реставрационного центра и студент-магистрант ИТМО Елизавета Ловушкина отметила, что работа в лаборатории может показаться скучной, однако на самом деле это тоже своеобразное творчество, поскольку к каждому материалу нужен индивидуальный подход. На курс «Наставничество» девушка шла с определённой целью.

«Я работаю в Рождествено с августа и мне захотелось пройти курс „Наставничество“, чтобы посмотреть на эту „кухню“ с другой стороны, побольше узнать о потребностях реставраторов и направлениях, в которых они работают. Например, в рамках первого модуля обучения нам рассказали, как формируют генеральные планы. Я начала лучше понимать, чем занимаются реставраторы, работающие в разных сферах».

Елизавета Ловушкина

Ознакомившись с производственными помещениями, гости МЦР разделись на группы и посетили различные мастер-классы. Пока художник-реставратор Александра Лыткина показывала, как использовать современные материалы для дублирования кромок на произведении масляной живописи, её коллега Татьяна Дьяконова провела занятие в таксидермической мастерской, рассказав о способах консервации произведений из органических материалов.

Тем временем художник-реставратор Мария Королёва продемонстрировала на примере льняного рушника XIX века, как происходит влажная очистка произведений из ткани. Во время работы мастер использовала универсальный раствор, смешав дистилированную воду с мыльной пеной и усилив полученный эффект перекисью водорода.

«Растворы для очистки ткани можно поделить на две группы — средства на водной основе и растворители. Последние особенно часто используются для воздействия на конкретные пятна. Самые распространённые — уайт-спирит, очищенный бензин, лимонная и уксусная кислота в сочетании с перекисью водорода. Химическая промышленность тоже не стоит на месте, появляются достаточно эффективные средства для воздействия на отдельные виды пятен — белкового происхождения, типографского, пятен от фруктов. Ещё есть очень интересный вариант с различными кислородными пятновыводителями, они достаточно щадящие и в то же время активно действующие».

Мария Королёва

Пока пропитанный раствором рушник лежал на столе под плёнкой, остывая после обработки парогенератором, реставратор показала участникам мастер-класса шаль супруги Римского-Корсакова. Ткани уже вернули белый цвет и эластичность, утраченную после попыток укрепить кружево крахмалом и желатином.

Для реставрации ажурного края изделия Мария Королёва использует тончайшие нити, которые получают из шёлковой газовой ткани. Также она рассказала, что для придания нужного оттенка её можно затонировать в чёрном или зелёном чае.

На уроке в мастерской реставрации дерева художник-реставратор декоративной резьбы Алексей Антонов показал ученикам свои инструменты и отметил, что для полноценной работы с деревянными произведениями искусства и воссоздания утраченных элементов специалисту нужно иметь в арсенале минимум 300 различных профилей и резцов. 

Вдобавок участники мастер-класса узнали о нюансах высокоглянцевого золочения. Эти знания необходимы для изготовления полимера, которым покрывают дерево перед нанесением сусального золота. Также на мастер-классе объяснили, как можно «состарить» позолоту на воссозданных реставраторами деталях.

«Наш общий девиз — не навреди. Работа реставратора должна быть незаметной».

Алексей Антонов

На уроке Алексея Антонова присутствовала студентка третьего курса ИТМО София Цыганкова. Девушка обучается по специальности «Фотоника и оптоинформатика», где будущих физиков, в том числе, готовят использовать оптические лазеры для реставрации неразрушающими методами.

«Я ни разу не пожалела, что пришла на этот курс. Здесь произошла полная трансформация меня как личности. Очень запомнилось, когда кураторы показали нам презентацию с работами архитекторов, которые выходили за рамки привычного».

Cофия Цыганкова

Она отметила, что после этой лекции перестала бояться пробовать новое и начала смотреть на стоящие перед ней задачи с творческой точки зрения, а курс «Наставничество» стал для неё точкой роста.