Новый реставрационный «блокбастер»: в Русском музее при поддержке ПАО «Газпром» началась реставрация исторических картин Григория Угрюмова
Совместно с проектом „Друзья Петербурга“ для молодых специалистов профильных специальностей разработан масштабный курс из девяноста мастер-классов
В Русском музее при поддержке ПАО «Газпром» пройдёт первая комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» мастера исторической живописи Григория Угрюмова.

Произведения, созданные в 1799 году, передали в собрание Русского музея ещё в период формирования основной коллекции, в 1897 году. В последние годы шедевры Угрюмова служили частью постоянной экспозиции Воскресенского зала Михайловского замка.
Оба полотна Григорий Угрюмов написал по личному поручению Павла I. За эти монументальные исторические произведения в 1800 году художник получил звание профессора. Благодаря точности передачи сюжетов картины Угрюмова — своеобразные исторические документы, что свидетельствует о внимательном изучении живописцем исторических источников.
Размеры произведений грандиозны: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» – 510 × 380 см, «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» – 510 × 393 см.
«Два исторических полотна классика академической живописи Григория Угрюмова генетически связаны с Русским музеем. Потому что они написаны по заказу Павла I, когда строился Михайловский (Инженерный) замок. Более того – он сам выбрал сюжеты для этих картин. Когда мы приступали к реставрации монументального полотна Карла Брюллова „Последний день Помпеи“, мы говорили о том, что это первая за практически двести лет комплексная научная реставрация общепризнанного мирового шедевра, а ведь эти картины старше – больше чем на тридцать лет. Это целая эпоха! При поддержке ПАО „Газпром“ у нас начинается новый реставрационный „блокбастер“, рассчитанный на два года – столь серьёзна и сложна будет работа, которая предстоит нашим реставраторам. У нас нет никаких сомнений в том, что благодаря своим беспрецедентным квалификациям и компетенциям они способны справиться с самыми сложными задачами».
Алла МаниловаГенеральный директор Русского музея
В прошлом для этих произведений проводились локальные консервационные мероприятия, призванные обеспечить сохранность шедевров. Комплексная реставрация будет осуществлена впервые.

За более чем двести лет бытования на обеих картинах появились жёсткие изломы, прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Жёлтый потемневший лак и большое количество поновительских записей, нанесённых поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие произведений.
«Уникальной особенностью нашей совместной работы является системная образовательная и просветительская программа. Очень важно сделать реставрацию и реставраторов видимыми. Это важно для профессионального сообщества, интересно для публики и придаёт дополнительный импульс сохранению и возрождению богатейшего историко-культурного наследия нашей страны».
Елена ДавыдоваНачальник Управления Департамента ПАО «Газпром», генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома
Елена Давыдова добавила, что практика публичной реставрации, начатая при работе над шедевром Карла Брюллова «Последний день Помпеи», продолжается — на протяжении двух лет для полотен Григория Угрюмова она также будут проходить в открытом формате.
«Совместно с проектом ПАО „Газпром“„Друзья Петербурга“ для молодых специалистов профильных специальностей разработан масштабный курс из девяноста мастер-классов на базе реставрационного отдела музея. Также запланирован видеокурс для всех, кто хочет узнать больше о работе со станковой живописью, который будет доступен на платформе „Лекториум».
Елена Давыдова
Реставрация полотен кисти Григория Угрюмова поможет не только сохранить бесценные образцы академической исторической живописи, но и обучить молодых реставраторов необходимым навыкам и техникам работы, передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации.

Для студентов в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» Русский музей реализует масштабную образовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». Успешные выпускники получат диплом проекта, а музей рассмотрит возможность их будущего трудоустройства.
Кроме того, в зале открытой реставрации разместят специальный QR-код, отсканировав который посетители смогут увидеть уникальные материалы о ходе реставрационных работ: видеозаписи, фотографии, интервью с реставраторами и кураторами, информационные статьи.
Во время работ будут организованы просветительские мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, участников СВО и членов их семей. В дальнейшем образовательная программа продолжит свою работу на базе нового межмузейного реставрационного центра Русского музея, обеспечив высокий уровень подготовки специалистов и непрерывное развитие их навыков.

Ведущие реставраторы Русского музея проведут следующие работы: технологические исследования при помощи специального оборудования; химико-биологические исследования; обработку от пыли и дезинфекцию лицевой и тыльной стороны; двукратное укрепление красочного слоя; удаление, покрытие и регенерацию лака с поверхности живописи; удаление неавторских записей и другие.
В проекте по реставрации двух картин Григория Угрюмова примут участие реставраторы Русского музея:
- Ольга Клёнова — ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи, руководитель проекта;
- Марат Дашкин — заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи;
- Антон Макаров — ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
- Никита Данюк — художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
- Алексей Купцов — художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
- Татьяна Серова — ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
- Надежда Егорова — художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи.
Реставрация двух произведений займёт не более двух лет: по одному году на работу над каждым. После завершения работ гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова без «жёлтого фильтра», образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, без изломов и других дефектов.
За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства смогут наблюдать все гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации.
В конце 2023 года, когда Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую в истории комплексную научную реставрацию шедевра «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, решение открыто показывать процесс реставрации стало беспрецедентным явлением в отечественной музейной практике. Каждый посетитель получил возможность познакомиться с работой реставраторов — важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остаётся «за кадром».

Сейчас реставрация крупных произведений в зале открытой реставрации стала традицией Русского музея. После завершения реставрации «Последнего дня Помпеи» посетители корпуса Бенуа могли наблюдать за работой по восстановлению шедевров белгородских мастеров из собрания Белгородского государственного художественного музея.