Насекомые, растения и полный цикл превращения бабочки: для посетителей выставки «Метаморфозы Примулы» прошла лекция о художнице Марии Сибилле Мериан

Среди ценителей творчества немецкой исследовательницы был российский император Пётр I

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

Для посетителей выставки «Метаморфозы Примулы», прошедшей в «Лахта Центре», главный хранитель фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Наталья Копанева прочитала лекцию о творчестве немецкой художницы второй половины XVII — начала XVIII века Марии Сибиллы Мериан.

Гости «Лахта Центра» узнали о её творческом пути, судьбе акварелей с изображением цветов и насекомых, а также о том, как некоторые работы оказались в Петербурге.

«Мария Сибилла Мериан не только художница, но и исследовательница насекомых, энтомолог. Своим творчеством она привлекает внимание историков искусства, ботаников и историков науки. Её имя популярно в Европе, Америке, Японии».

Наталья Копанева

По словам лектора, эта художница видела мир совершенно иначе. Её работы – не просто изображения цветов и насекомых, а настоящие научные исследования. Она фиксировала «метаморфозы насекомых» с такой точностью, что созданные ею рисунки до сих пор поражают воображение.

Наталья Копанева рассказала, что смысл своей многолетней сложной работы Мария Сибилла Мериан объясняла желанием показать божественное чудо и прославить Бога как создателя «этих маленьких червячков». 

Современники высоко ценили уникальный взгляд художницы на природу. Одним из них был Пётр I, который в 1717 году посетил её дом — вскоре после смерти исследовательницы. Император восхитился талантом Марии Сибиллы Мериан и приобрёл не только её акварели, но и дневник наблюдений. Сегодня этот документ бережно хранится в библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

Особое внимание Петра привлекали изображения метаморфоз насекомых, которые преобладали среди приобретённых акварелей. Он видел в них не только красоту, но и образовательную ценность. Поэтому после смерти императора рисунки передали на хранение в Кунсткамеру.

В заключение лектор подчеркнула, что эти рисунки, яркие и свежие, привлекали зрителей XVIII века и продолжают очаровывать современных посетителей музея. Под кистью Марии Сибиллы Мериан рождаются образы, которые завораживают того, кто на них смотрит.

Елизавета Дычко