Мундир ценой в хутор: на ежегодном фестивале «Друзья Петербурга» показали одежду императоров 

В коллекцию вошли парадные костюмы и повседневная одежда великих князей и императоров от эпохи царствования Петра III до Николая II.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

Государственный музей-заповедник «Царское Село» открыл свои фондохранилища для посетителей культурного фестиваля «Друзья Петербурга». Фонд «Мужской костюм» представил основу своей коллекции – дворцовый гардероб. Подробнее о костюмах рассказал хранитель фонда Алексей Рогатнёв. 

Фото: Виктория Воропаева

Большую часть коллекции составляют военные мундиры великих князей и императоров от эпохи царствования Петра III до Николая II. По словам экскурсовода, в среднем новый мундир для императора шился раз в год-полтора. Процесс создания костюма для царской семьи был трудоёмким. Для него брали только самые качественные материалы. 

«Один мундир обходился у лучших портных примерно в 70–90 рублей серебром — столько в те годы стоил целый хутор. Причём сами портные получали около 10% от общей суммы. Большая часть денег уходила на сукно, пуговицы и прочие материалы».

Алексей Рогатнёв

Специалист отметил, что весь гардероб можно условно поделить на две группы: одни вещи носили долгое время, другие – не более 1-2 раз на какое-либо мероприятие. Особенность представленных костюмов — немного спущенное плечо. Из–за этого может показаться, что вся одежда небольших размеров. Также хранитель фонда отметил, что почти каждый мундир очень тяжёлый для повседневной носки. 

«Находясь в пределах Российской империи, офицер был обязан ходить в мундире. В противном случае это считалось очень серьёзным нарушением».

Алексей Рогатнёв

Помимо официальных мужских костюмов, участники фестиваля увидели детский колет цесаревича Александра Николаевича, мундирные платья Екатерины II и императрицы Александры Фёдоровны.

Фото: Виктория Воропаева

Хранитель фонда отметил, что сохранить более двух тысяч музейных предметов удалось благодаря особым условиям хранения. Важно не пропускать ультрафиолет и держать под контролем влажность в помещении. 

В конце встречи Алексей Рогатнёв показал верхнюю одежду императоров, по которой создают копии для документальных фильмов.

Виктория Воропаева