Медиахудожники создали в планетарии «Лахта Центра» пространство диалога прошлого, настоящего и будущего

С помощью инструментов цифрового искусства каждый из авторов погрузил зрителей в свой индивидуальный мир, а сфера планетария выступила в качестве объединяющего фактора.

Медиахудожники из России и Сербии представили свои произведения на выставке, открывшейся в планетарии «Лахта Центра» в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».

Авторы в течение нескольких недель работали в арт-лаборатории под названием «Взаимосвязи», общая тема которой – диалог современного искусства с историей и культурой Петербурга. Куратором выступила основатель междисциплинарной творческой платформы «Сабстанция» Сабина Чагина, а среди участников проекта были как молодые творцы, так и известные художники – Аристарх Чернышёв (Москва), Rinatto L'bank (Санкт-Петербург) и Nelle Karajlić (Сербия).

Художники изучали классические и новые городские пространства, посещали знаковые культурные объекты, такие как Екатерининский дворец в Царском Селе и Китайский дворец в Ораниенбауме, и выстраивали собственные взаимосвязи между временными пластами с помощью инструментов цифрового искусства.

«Нам было важно соединить разные поколения художников, российскую и сербскую культуры. Пространством диалога прошлого, настоящего и будущего, выражением взаимосвязей и стал язык визуальной культуры, язык медиаискусства».

Сабина Чагина

По словам петербургского художника Степана Терещенко, лаборатория позволила ему открыть в родном городе неожиданные вещи, побывать там, где он ещё не был, и посмотреть на знакомые памятники архитектуры под другим углом.

«В своей работе я решил обратиться к взаимосвязи современности не только с прошлым, но с бесконечностью, и взял отсылку к концепции глубокого времени, показав, что разнообразие и великолепие города предопределены длительными процессами космического масштаба».

Степан Терещенко

Степан Терещенко отметил, что наиболее интересной и нестандартной составляющей проекта стал способ презентации видеоработ – в сфере планетария: возникает образ космического корабля, который «летит то в далёкое прошлое, то в далёкое будущее, в другое измерение, не сопоставимое с человеческими мерками». Сфера выступила в качестве объединяющего фактора – как место наслоений разных смыслов и точка, «где мы все вместе движемся и воспринимаем разнообразие Петербурга».

Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова считает, что медиаискусство можно с успехом показывать в планетарии не только в России, но и по всему миру.

«Мне очень понравился выбор планетария для выставки. В классическом искусстве существует традиция расписывать плафоны или пространство в церквях. И взгляд наверх – это как обращение к чему-то небесному. Работы художников в куполе планетария выигрышно раскрылись именно из-за выбранного пространства».

Милена Орлова

Основатель галереи Monolog, куратор Денис Лео Хегич назвал формат презентации работ медиахудожников в пространстве планетария с купольным экраном своеобразной арт-терапией.

«По сравнению с классическим просмотром произведений искусства на выставках созерцание медиаработ в планетарии обладает эффектом арт-терапии, позволяет получить новый эмоциональный опыт, глубоко погрузиться в смыслы, передаваемые художниками».

Денис Лео Хегич

Каждый из участников проекта создал в своём видеополотне индивидуальный авторский мир со своей поэтикой. Так, художница Tanya Mist обратилась к образу неба как универсальному символу, объединяющему разные поколения и культуры. Многообразие небесных явлений – от дождевых облаков до звёздного неба – передано в серии абстрактных визуальных ассоциаций.

Барочные растительные мотивы Китайского дворца, построенного для Екатерины II, стали источником вдохновения для Кристины Сидоровой. Цветочные бутоны в её видеоработе наливаются, теснят друг друга, заполняют весь экран перламутровым сиянием – всё ради того, чтобы завоевать сердце императрицы.

В визуальном ряде, созданном Аристархом Чернышёвым, золотой декор плавится, меняет формы, перетекает из причудливых барочных орнаментов в жёсткие модернистские структуры, но в основе всех этих превращений лежит единая материя.

АвторYomoYO осмысляет город как поэтическое пространство, подчинённое одной музыкальной теме. Вибрации голоса художника, преобразованного нейросетью, формируют ритм, в этом же ритме существуют архитектурные сооружения Петербурга, например шпиль Петропавловской крепости.

Метафору взаимосвязей между людьми, представленных в виде сетей, буквально реализовала в своей работе Анастасии Blur: прохожих на Дворцовой площади опутывают нити, из которых сплетается ткань городской повседневности.

Проект Неле Карайлича посвящён проблеме соотношения языка и мышления.

«Своей работой я хотел сказать, во-первых, что слово – самое главное в этом мире, это инструмент, который может разрушить, но который может и вылечить. Во-вторых, мы хотели достичь единства между русским и сербским языками, показать их общность. Поэзия –искусство выразительного слова, пространство концентрации смыслов. Поэтому я обратился к рифме».

Неле Карайлич

Бегущие по экрану буквы слагаются в строки из текстов Карайлича на сербском и стихов Пушкина на русском, а голос, многократно повторяя слова, как будто раскладывает их на абстрактные частицы, благодаря которым человеческий разум тысячелетиями кодирует свою идентичность и историческую память.