Медиахудожник Артём Мороз рассказал на VK Fest о генеративном искусстве 

Современные технологии помогают создавать арт-пространства, персонифицированные под каждого человека.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»

В лектории VK Fest 2023 2 июля генеративный аудиовизуальный художник Артём Мороз рассказал о современном цифровом искусстве и собственном подходе к созданию произведений. Основной темой выступления стала инсталляция «Рамы зазеркалья», представленная на втором этаже павильона проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга».

Главная идея арт-объекта — отразить участие каждого петербуржца в сохранении и развитии города. 

«Природа – неиссякаемый источник вдохновения. Все люди смотрят на окружающие их вещи и интерпретируют свой опыт через определённую сформировавшуюся у них призму. Мы перенимаем фактуру и стараемся работать с ней в текущей действительности. Например, каждый раз, когда вы завариваете чай, чаинки крутятся и раскрываются. Этот, казалось бы, каждодневный ритуал никогда не повторяется и всегда уникален».

Артём Мороз

По словам спикера, генеративное искусство занимается изучением алгоритмов, с помощью которых можно создать бесконечное количество неповторяющихся аудиальных, графических и визуальных сочетаний. Но самое главное, по мнению медиахудожника, – это дальнейшая интеграция цифрового проекта в окружающую среду. 

«Весь генеративный дизайн должен находить практическое применение в действительности — начиная с базовых носителей и мерча и заканчивая большой сценографией или, например, архитектурными пространствами».

Артём Мороз

Художник уверен, что будущее генеративного искусства в том, чтобы создавать пространства, персонифицированные под каждого человека. Это могут быть дома, специальные медитативные комнаты или даже строительные капсулы, которые считывают параметры человеческого тела. Результаты такой работы могут использоваться в том числе в арт-терапии.

«В контексте восприятия искусства, классического или современного, важно понимать, что художник – тот человек, который интерпретирует текущую действительность и делится опытом на очень глубоком уровне. Когда вы смотрите на инсталляцию впервые, то считываете базовые вещи. В зависимости от того, как у вас в голове построены семантические связи, происходит ассоциативное выстраивание рядов. Но здесь субъективизм и оценочное суждение должны уходить на второй план, потому что перед вами взгляд на жизнь и мир другого человека. Вопрос лишь в том, готовы ли вы принять это».

Артём Мороз

Первый проект, с которого началось погружение Артёма Мороза в сферу цифрового искусства, был посвящён музыке Людвига ван Бетховена. Медиахудожник отметил, что у произведений этого композитора абсолютно потрясающая амплитуда звука и очень гармоничное построение, которые придают их графическому воплощению выразительность.

«Исследования начались с того, как можно визуализировать эту музыку. Чем выше звук, чем мощнее симфония, тем чётче и длиннее был штрих. Далее эксперименты продолжились и перешли в сторону типографики, литер и букв».

Артём Мороз

На работу автора в сфере цифрового искусства повлияли собственные проблемы со здоровьем – в 2021 году у него очень сильно ухудшилось зрение. В этот момент он начал изучать как устроен человеческий глаз. 

«Я осознал, что человеческая радужка, как отпечатки пальцев и походка, уникальна. Есть определённые алгоритмы и законы, по которым происходит создание этой материи. Цените то, что у вас есть. Через глаза вы воспринимаете 90 % информации о происходящем здесь и сейчас».

Артём Мороз

Последнее на сегодняшний день произведение медиахудожника, инсталляция «Рамы зазеркалья», – ключевой объект павильона проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» на VK Fest 2023. Он символизирует основную тему масштабного фестиваля «Друзья Петербурга» – «Отражение», который пройдёт в Северной столице в октябре.

«Инсталляция «Рамы зазеркалья» создана по инициативе «Друзей Петербурга». Прямо здесь и сейчас мы совместно создаём историю, потому что решили переосмыслить культурные ценности города и донести мысль, что каждый горожанин влияет на то, как живёт и развивается Северная столица. Когда мы начали рассуждать на эту тему, первая ассоциация, которая появилось – небо. Петербургские закат и восход. Именно их палитру мы взяли за основу первого слоя произведения».

Артём Мороз

Второй слой инсталляции, по словам медиахудожника, отсылает зрителей к культурным ценностям. Поскольку первая базовая ассоциация с культурой Петербурга – Эрмитаж, выбор пал на картины этого музея, причём в первую очередь на уникальные рамы, которыми они обрамлены. Команда, создававшая произведения, изучила около сотни рам и взяла этот массив за основу. Затем искусственный интеллект начал выстраивать их современную интерпретацию.

«Третий слой – это симбиоз всех частей произведения и их влияние на человека. Потому что главные тезисы проекта «Друзья Петербурга» – сохраняем, развиваем и вовлекаем. И здесь важно отметить, что в инсталляции, когда вы заходите в её центр, датчики считывают ваш образ и генерируют случайным образом персонифицированные под вас рамы, которые дальше образуют узоры и поверхности.Кроме того, мы задействовали контроллер, с помощью которого вы можете иммерсивно погружаться или, наоборот, отдаляться от изображений и напрямую влиять на инсталляцию».

Артём Мороз

Медиахудожник отметил, что на создание инсталляции «Рамы зазеркалья» ушло около месяца. По его словам, это большой срок, учитывая, что в процесс были вовлечены несколько десятков человек – от арт-директоров до программистов. 

Елизавета Трубина