Ломоносов, «наивные» портреты и экзотические мотивы барокко: Галерея Петра Великого в Эрмитаже продолжает рассказ о царствовании Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны

Экспозиция сохраняет и формирует память о первом российском императоре и его последовательницах.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Эрмитажем

В Эрмитаже открылись новые залы постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», которые продолжат рассказ о развитии искусства и культуры России в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761), последовательниц преобразований Петра I.

Экспозиция создаётся при поддержке ПАО «Газпром».  

«Сегодня мы представляем новые залы Галереи Петра Великого, которая была открыта и постоянно обновляется с помощью компании „Газпром“. Эта экспозиция – важная часть эрмитажной жизни, сохраняющая и формирующая память о первом российском императоре. Новые залы рассказывают о том, как последовательницы Петра развивали всё то, что он придумал. При них, начиная с Екатерины I и кончая Екатериной II, создано было очень многое, Россия сформировалась именно тогда». 

Михаил ПиотровскийГенеральный директор Государственного Эрмитажа

Зал № 162, открывшийся ещё в декабре 2023 года, рассказывает о выдающемся деятеле отечественной науки и культуры Михаиле Васильевиче Ломоносове. Здесь разместилась уникальная коллекция стеклярусных и мозаичных панно, изготовленных на основанной учёным Усть-Рудицкой стеклянной фабрике и выполненных при его непосредственном участии. 

В 2024 году экспозицию зала дополнили витрины, в которых можно увидеть приборы и инструменты, выполненные в том числе по заказу Михаила Ломоносова в Инструментальной палате Императорской Академии наук. В обновлённом зале также разместилась костяная модель памятника Ломоносову, установленного в 1829 году в Архангельске. 

Новый зал № 164 посвящён работам, которые создавались художниками-любителями и мастерами, не получившими академического образования. Такие произведения были очень характерны для России первой половины XVIII столетия – периода, когда ещё не существовало Академии художеств. 

В это время также были весьма популярны работы крепостных умельцев, да и сами владельцы дворцов и усадеб посвящали время «упражнениям в художествах». В зале можно увидеть разнообразные экспонаты, которые отражают «усадебную» культуру, – вышивки, стеклярусное панно, «наивные» портреты. 

Также посетители музея могут познакомиться с живописными «обманками» – художественными произведениями, чаще всего предназначавшимися для розыгрыша гостей. 

Зал № 165 отражает популярное в середине XVIII века увлечение мотивами различных экзотических стран — оно в принципе характерно для искусства барокко и особенно рококо.

Среди них, например, изделия из дерева и фарфора с изображением турок, китайцев, африканцев, фигурка-обманка музыканта в костюме китайца и т.д. Интерес к восточной экзотике демонстрируют предметы мебели, зеркала, кабинетцы и шкатулки, создатели которых использовали мотивы китайского искусства («шинуазри»). 

Формирование экспозиции «Галерея Петра Великого» завершится в 2025 году открытием зала, в котором разместятся изделия из стекла и серебра второй четверти XVIII столетия, а также уникальной коллекции раннего «виноградовского» фарфора.