«Ленинградская школа реставрации родилась не благодаря, а вопреки»: в Петропавловской крепости отметили День реставратора

Современные специалисты сделают работу будущих поколений проще.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

В рамках Недели реставрации 30 июня на территории Петропавловской крепости состоялся День реставратора.

Участники мероприятия посетили экскурсии по мастерским Музея истории Санкт-Петербурга, узнали о некоторых тайнах реставрации в Петропавловской крепости, а также попробовали себя в качестве мастеров по золочению поталью. Содействие в проведении мастер-класса оказали волонтёры проекта «Друзья Петербурга» – они следили за творческим процессом и помогали с организацией рабочих мест.

«Детей очень увлёк процесс золочения. Ребята были очень креативными, у них получилось много различных работ, среди которых была ракета, надпись в стиле граффити и цветы. Как оказалось, поталь очень капризный материал, она липнет к рукам и иногда крошится. Поэтому ребята большие молодцы, они покинули мероприятие счастливые и воодушевлённые».

Екатерина
Волонтёр «Друзей Петербурга»

Важной частью программы стало открытие выставки «Архитектор Ирина Николаевна Бенуа. Призвание – реставрация» на Соборной площади. Экспозиция на уличных стендах рассказывает о деятельности архитектора-реставратора, о становлении всемирно известной ленинградской школы реставрации, благодаря которой была выработана методика комплексного воссоздания памятников архитектуры. 

Имя Ирины Николаевны Бенуа неразрывно связано с реставрацией Петропавловской крепости, возрождением дворцов Петербурга и его пригородов. Проект Музея истории Санкт-Петербурга также отдает дань уважения её коллегам, работавшим в сложнейших послевоенных условиях: реставратору Екатерининского дворца Александру Кедренскому, Александру Гессену, который вёл реставрацию памятников Петровского барокко, Евгении Казанской, занимавшейся восстановлением Петергофа, и многим другим специалистам. Все они причастны к воссозданию архитектурного облика Петербурга, который подвергся в военное время беспримерным разрушениям и потому требовал особого подхода, высокого профессионализма и ответственности.

А в Иоанновском равелине состоялся круглый стол «От ленинградской школы реставрации к современных реставрационным практикам» с участием историков, архитекторов и реставраторов, непосредственно связанных с сохранением традиций ленинградской реставрационной школы. Они поделились с молодыми специалистами историями из реставрационной практики, сложившейся в Петербурге в послевоенные годы, обсудили традиции научного подхода к сохранению памятников культурного наследия города.

Почётный реставратор Санкт-Петербурга Андрей Гунич рассказал о нереализованных реставрационных планах в Петропавловской крепости. По его словам, попытки вернуть старейшему памятнику изначальный вид предпринимались ещё в 1798 году, но состояние построек на протяжении всей истории оставляло желать лучшего. К концу 1970-х годов была проделана большая работа по расчистке территории крепости и восстановлению её планировки, памятник вернул свой привлекательный облик. 

Однако серьёзной проблемой для архитекторов-реставраторов оставалась нехватка свободы в выборе материалов.Возможность экспериментировать со старыми материалами, например, известковыми растворами, появилась лишь в начале 1990-х.

Тем не менее, по словам Гунича, восстановление Петропавловской крепости в её «чистом» виде невозможно, поскольку это многовековой комплекс со множеством разнохарактерных сооружений и перестроек.

«В целом весь комплекс Петропавловской крепости имеет характер, тяготеющий к XVIII столетию. Думаю, все мы воспринимаем её как сердце, ядро города, связываем со временем основания Петербурга, и крепость сохраняет облик постройки этого времени. Поэтому приходится привязываться к стилистике раннего классицизма».

Андрей Гунич

Почётный реставратор Санкт-Петербурга, государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы Слава Симкина рассказала об особенностях ленинградской школы реставрации, её отличиях от современных практик и начале собственного пути в реставрационном деле.

«Я начинала ещё 18-летней студенткой и на всю жизнь запомнила страшную картину: большой тронный зал Екатерининского дворца, 800 квадратных метров, на которых сохранилось всего 25 процентов потрясающей деревянной резьбы. И Александр Александрович Кедренский говорит, что они всё это восстановят. Тогда я подумала: это же невозможно! Длилось это действительно долго, и именно там в наибольшей полноте воплотились все принципы ленинградской школы реставрации. Одним из путей было ничего не делать, законсервировать и демонстрировать руины, но, к счастью, было принято решение реставрировать».

Слава Симкина

Она отметила, что ленинградские реставраторы стремились воссоздать образ, первоначальную идею памятников, в противном случае потомки «никогда бы не увидели столь высоких художественных достижений предшествующей эпохи».

Художник-реставратор позолоты Наталия Фомичёва поделилась своими соображениями об этических аспектах консервации и реставрации памятников культурного наследия. Она подчеркнула, что ленинградская школа реставрации «родилась не благодаря, а вопреки» историческим условиям. Её основатели – дети блокадного Ленинграда, первое послевоенное поколение, получившее уроки еще у старых дореволюционных мастеров. Современные реставраторы по-прежнему перенимают бесценный опыт этой школы, однако список навыков, которыми они должны обладать, продолжает пополняться.

«Сохранить что-то можно только тогда, когда есть научный подход к реставрации памятников истории и культуры. Нужно проводить всесторонние научные исследования, экспериментальные работы, составлять на их основе методические рекомендации. Реставрация – наука серьезная, она еще только развивается».

Наталия Фомичёва

По словам реставратора, среди инструментов современных специалистов должно быть не только доскональное знание технологических процессов и особенностей материалов, но ещё и умение грамотно составлять отчеты по результатам оценки памятников, вести подробную фотофиксацию для архивов, чтобы облегчить работу будущим поколениям.