Куратор выставок Алиса Прудникова рассказала о развитии регионов через искусство
Главное для любого масштабного культурного проекта – чтобы его приняли люди.
Одна из главных проблем новых больших культурных проектов, в том числе в российских регионах, — боязнь несовершенства. По словам программного директора фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой, часто их авторам кажется, что превзойти существующие творческие решения уже не получится — что в корне неправильно.

Об истории биеннального движения, его самых известных кейсах, а также о собственном опыте реализации художественных проектов, прославивших Екатеринбург, она рассказала в медиацентре Новой сцены Александринского театра на лекции «Логика большого культурного проекта для города».
«При этом самое главное для любого масштабного проекта – чтобы его приняли люди. В этом смысле малые города являются тяжелой аудиторией, которую сложно убедить. Однако это возможно».
Алиса Прудникова
По её словам, самым ярким примером «креативно-культурного чуда» стало открытие музея Гуггенхейма в Бильбао в 1997 году, благодаря чему неприметный испанский шахтёрский город превратился в точку притяжения для туристов со всего мира.

Спикер отметила, что изначально представители российского биеннального движения присматривались к современным зданиям, среди которых были и торговые центры. Однако потом они обратили внимание на постройки с «богатой трудовой биографией» – заброшенные заводы, станции и даже функционирующие предприятия. Этот же подход применили, превратив старое и темное здание московской ГЭС-2 в светлый и современный Дом культуры «ГЭС-2».
«Все окна, которые были заложены кирпичами, стали действительно окнами. Здание преобразовали в полностью прозрачное. Теперь оно, пронизанное светом, распространяет не электричество, а культуру».
Алиса Прудникова
Алиса Прудникова обратила внимание на то, что Уральская биеннале также работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое наследие и актуальную практику, в которую вовлечено множество людей и пространств.
Например, архитектура конструктивизма в Екатеринбурге долгое время ассоциировалась у его жителей с бедностью. И, конечно, это препятствовало превращению уникальных советских зданий в бренд города.
Общественное мнение изменилось после презентации заявочной книги Екатеринбурга на проведение крупнейшей международной выставки «Экспо-2025». На обложке издания поместили изображение гостиницы «Исеть» – все её десять этажей превратились в выставку современного искусства.
В итоге новые сценарии интеграции современного искусства в самые разные контексты привели к тому, что важные городские пространства ожили и заработали по-новому через биеннальные проекты.
Алина Головко
Фото на промо: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»