Куратор Лиза Савина: «Где ещё рассказывать таинственные истории, как не в Михайловском замке»
Историческое здание используют не просто как экран, а как существующую в объективной реальности поверхность с историческим контекстом, которая одновременно станет главным героем проекта.
Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем
Создать концепцию фестивального освещения архитектурного шедевра Северной столицы — впервые участники лаборатории «Друзей Петербурга» столкнулись с такой задачей. Как рассказала куратор проекта «Архитектурное освещение и световые перформансы»
«Эта лаборатория существенно отличается от предыдущих. Раньше мы занимались благоустройством и изменением среды, а здесь вышли на территорию фестиваля. Конечно, это очень волнительно. Надеюсь, что у нас получится внятный проект о том, как можно работать со светом как с медиа. Часто профессионалы, занимающиеся технологиями, не видят контекста территории или, сосредотачиваясь на том, «как сделать», теряют художественную сторону вопроса. А творцы не всегда разбираются в технологиях. Мы хотели бы попробовать преодолеть этот разрыв».
Лиза Савина
Куратор лаборатории подчеркнула, что здание Михайловского замка используют не просто как экран, а как существующую в объективной реальности поверхность с историческим контекстом, которая одновременно станет главным героем проекта.
«Михайловский замок – одно из наиболее таинственных мест Петербурга с бесконечно сменяющимся функционалом. Совсем недолго он был домом императора, затем превратился в общежитие для придворных, после стал инженерным училищем. С ним связаны судьбы многих известных людей. Я помню, что в студенчестве мы всё время искали окна спальни Павла: существовала легенда, что вечерами там зажигается свет».
Лиза Савина
По её словам, Петербург мыслит логикой дворца – архитектурного сооружения открытого типа. Замок же – не очень типичное для отечественной архитектуры понятие.
«Не нужно забывать и историю с отклонением от генеральной церковной линии. Павел был главой Мальтийского ордена — невозможная политическая ситуация, когда главой католического ордена становится православный монарх. Также Павел повлиял на возрождение масонства. А русское масонство – это в первую очередь просвещение, из которого потом, кстати, «выросли» декабристы. Столько истории — и всё связано с таким крошечным местом. Так что где ещё рассказывать таинственные истории, как не в Михайловском замке».
Лиза Савина
Важной частью проекта, по словам куратора, станет звуковая инсталляция Олега Гудачёва. Для её создания композитор посещает экскурсии и лекции вместе с командой «Архитектурного освещения и световых перформансов». Ранее Олег Гудачёв уже имел опыт совместной работы с лабораториями «Друзей Петербурга» – он стал автором звуковой инсталляции о «Великом посольстве», рассказывающей о важной дипломатической миссии первого российского императора.
«Для проекта о путешествии Петра I Олег обработал большое количество материала. Собрал звуки, сложил их в единую историю. Там есть и скрежет кирпичей в Амстердаме, и звон колокола в Лондоне, и завывания ветра на берегу Балтийского моря. Многим могло показаться, что из этих звуков невозможно создать нечто целостное и гармоничное, но он это сделал. Когда слушаешь произведение, становится понятно, что история имеет всего две эмоции – ужас и восторг».
Лиза Савина
Площадкой для лаборатории стал Центр мультимедиа Русского музея, расположенный в Западном павильоне Михайловского замка. Именно здесь 19 июня состоится презентация концепции и её обсуждение. Петербуржцы увидят систему инсталляций уже осенью на масштабном фестивале «Друзья Петербурга».
Елизавета Гаврилова