Куда пойти на выходных: севрский фарфор в Эрмитаже, Суриков в Русском музее и асфальт против почвы в Музее Докучаева

Редакция «Друзей Петербурга» предлагает несколько идей культурного досуга.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем и Центральным музеем почвоведения им. В.В. Докучаева

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

В Государственном Эрмитаже открылась выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками. Всего музей покажет более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровую пластику.

Фото: CC0 Public Domain

Среди шедевров – предметы из «Сервиза с камеями», созданного по заказу Екатерины II для князя Григория Потёмкина; сервиз мадам Дюбарри; чашки с портретами короля Франции Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, декорированные эмалью.

Главная задача экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им. 

История Севрской фарфоровой мануфактуры началась в 1740 году, когда в Венсенском замке неподалёку от Парижа было основано небольшое фарфоровое производство. Поначалу изделия Венсена находились под сильным влиянием продукции Мейсенской мануфактуры, однако очень скоро ситуация изменилась. Количество и разнообразие создаваемых предметов росло, и к 1756 году помещений Венсенского замка стало недостаточно для расширяющегося производства. Фабрика переехала в Севр, предместье Парижа, где и находится по сей день.

Фото: Государственный Эрмитаж

Современники быстро оценили достойное удивления сочетание колорита и форм, изящество и хрупкость изделий, оригинальность и богатство орнамента, уже севрскому фарфору начали подражать мануфактуры Европы и России.

Среди таких подражаний — точное копирование севрских образцов на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) с XVIII и до начала XX века. Причём имитации создавались не с целью фальсификаций, а для совершенствования собственного мастерства или восполнения утрат. Доделки знаменитых севрских посудных ансамблей продолжались на протяжении всей истории ИФЗ. 

Посетить экспозицию можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Лучшие произведения Василия Сурикова 

Русский музей представляет одно из главных культурных событий года: в корпусе Бенуа открылась грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения прославленного живописца.

Фото: CC0

В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска.

В том числе посетителей ждут знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, мастерски исполненные акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.

Отдельный раздел выставки посвящён выдающимся полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви. Особое внимание заслуживают большие полотна художника – «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезённые из Красноярска – родины художника, а также картина «Исцеление слепорождённого» из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Это уникальное трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное широкой публике, было создано мастером после потрясения от безвременной кончины его жены.

Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые монументальные полотна Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея, что даёт возможность увидеть эти работы в том состоянии, какими их создал художник.

Билеты лучше приобрести заранее на сайте.

Асфальт & Пластик против Почвы

А в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева до конца декабря работает выставка «Асфальт & Пластик против Почвы». Новое интерактивное пространство создано на контрасте с одной из популярнейших экспозиций музея – «Подземное царство», где посетители знакомятся с естественными почвами и их экологическими функциями.

На выставке «Асфальт & Пластик против Почвы» взрослые и дети могут познакомиться с разнообразными последствия воздействия человека на почвы и почвенный покров мегаполиса: антропогенные «почвы»; почвы, погребённые под асфальтом и строительным мусором; синантропные животные и разнообразие видов загрязнения почв.

Благодаря световым и звуковым эффектам посетители не только визуально, но и на эмоциональном уровне смогут ощутить отличие естественной почвенной среды от искусственно созданной среды мегаполиса.

Экспозиция дополнена интерактивным экраном, на котором можно прочесть информацию о естественных и антропогенных почвах, загрязнении, в том числе и пластиком, в научно-популярной форме.

Вход в музей — по предварительной записи. С подробностями можно ознакомиться на сайте.