Картину Константина Маковского «Масленица» вернут к жизни: в Русском музее начался новый реставрационный проект
Восстановление полотна займёт около четырех месяцев.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем
В Государственном Русском музее состоялся пресс-тур, посвящённый реставрации картины одного из самых популярных российских художников конца XIX века Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
![](http://spbfriends.ru/wp-content/uploads/2023/03/picture-restoration-inside-3.jpg)
Картина, изображающая любимый народный праздник, поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца. За это произведение и некоторые другие работы художник в 1869 году получил звание профессора живописи.
Масштабное полотно размером 215 на 321 сантиметров было написано более 150 лет назад и уже давно нуждалось в восстановлении. Время, климатические условия, не всегда удачные вмешательства в ходе предыдущих реставраций — все эти факторы негативно отразились на состоянии картины, и теперь специалистам предстоит несколько этапов сложных восстановительных работ, которые проходят при поддержке ПАО «Газпром».
«Не так давно мы представляли завершение работы над картиной Айвазовского “Петр I при Красной Горке...”. А сегодня при участии “Газпрома” начинаем реставрацию другой картины — известного художника второй половины XIX века Константина Маковского. Этому произведению 150 лет, из них 125 лет оно находится в Русском музее. Во время реставрации будут проходить мастер-классы для студентов профильных вузов, участвующих в социальном проекте “Друзья Петербурга”. Это расширение понятия ленинградской школы реставрации и привлечение нового поколения реставраторов».
Владимир ГусевДиректор Русского музея
![](http://spbfriends.ru/wp-content/uploads/2023/03/picture-restoration-inside-1.jpg)
Реставраторы живописи продемонстрировали в зале Русского музея картину Маковского и указали на изъяны, которые потребуется ликвидировать: провисание холста и залом, возникший при попытке его устранить, трещины красочного слоя, потемнение лака. Как пояснили специалисты, проблему представляет различие старых и современных технологий — к примеру, лак, нанесённый во второй половине прошлого века, пожелтел и утратил прозрачность.
После его удаления реставраторы выполнят новую тонировку по грунту, в точности следуя авторской палитре, и покроют его лаком. В результате этой сложной, тонкой работы картина вернёт воздушность и глубину пространства, а зимнее небо, на фоне которого развернулись масленичные гуляния, заиграет новыми красками. Кроме того, будет выполнена реконструкция плетения холста.
Еще один важный этап работы — восстановление оригинальной рамы полотна, которая сейчас находится в разобранном виде в мастерской реставрации деревянных изделий. Перед специалистами стоит задача максимально приблизить её вид к первоначальному замыслу художника.
«Необходимо будет законсервировать деревянную основу рамы, устранить сколы, очистить поверхность от загрязнений и потемневшей бронзовой краски, восстановить лепной мастичный декор и укрепить позолоту. При этом понадобится специально подобрать клеящие составы».
Ирина ВеснинаЗаведующая отделом реставрации золоченой резьбы
![](http://spbfriends.ru/wp-content/uploads/2023/03/picture-restoration-inside-2.jpg)
По предварительной оценке, для восстановления картины потребуется около четырёх месяцев. Однако точные сроки станут известны только после химической экспертизы и снятия поверхностных загрязнений. Генеральный директор Русского музея Владимир Гусев и заместитель генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина также подчеркнули важность качественной реставрации для сохранения живописных шедевров и рассказали о возможностях, которые предоставляет в этом направлении спонсорская помощь.
«Благодаря комплексной реставрации полотну и картинной раме будет возвращен вид, соответствующий авторскому замыслу. Картина, связанная с национальным праздником, важна для понимания культуры и истории России, поэтому мы постараемся вернуть её на экспозицию, где полотно смогут увидеть посетители, уже к Масленице. В рамках сотрудничества с ПАО “Газпром” мы проводим не только реставрационную, но и просветительскую работу. Чуть позже состоятся встречи с журналистами, а также мастер-классы для молодого поколения реставраторов».
Ольга Бабина
Также сотрудники музея планируют создать фильм об истории реставрации шедевра с показом в Центре мультимедиа и включением в медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Кроме того, для широкой аудитории будет организована трансляция лекций.