Картину Константина Маковского «Масленица» вернут к жизни: в Русском музее начался новый реставрационный проект

Восстановление полотна займёт около четырех месяцев.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с  Государственным Русским музеем

В Государственном Русском музее состоялся пресс-тур, посвящённый реставрации картины одного из самых популярных российских художников конца XIX века Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Картина, изображающая любимый народный праздник, поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца. За это произведение и некоторые другие работы художник в 1869 году получил звание профессора живописи.

Масштабное полотно размером 215 на 321 сантиметров было написано более 150 лет назад и уже давно нуждалось в восстановлении. Время, климатические условия, не всегда удачные вмешательства в ходе предыдущих реставраций — все эти факторы негативно отразились на состоянии картины, и теперь специалистам предстоит несколько этапов сложных восстановительных работ, которые проходят при поддержке ПАО «Газпром».

«Не так давно мы представляли завершение работы над картиной Айвазовского “Петр I при Красной Горке...”. А сегодня при участии “Газпрома” начинаем реставрацию другой картины — известного художника второй половины XIX века Константина Маковского. Этому произведению 150 лет, из них 125 лет оно находится в Русском музее. Во время реставрации будут проходить мастер-классы для студентов профильных вузов, участвующих в социальном проекте “Друзья Петербурга”. Это расширение понятия ленинградской школы реставрации и привлечение нового поколения реставраторов».

Владимир ГусевДиректор Русского музея

Реставраторы живописи продемонстрировали в зале Русского музея картину Маковского и указали на изъяны, которые потребуется ликвидировать: провисание холста и залом, возникший при попытке его устранить, трещины красочного слоя, потемнение лака. Как пояснили специалисты, проблему представляет различие старых и современных технологий — к примеру, лак, нанесённый во второй половине прошлого века, пожелтел и утратил прозрачность.

После его удаления реставраторы выполнят новую тонировку по грунту, в точности следуя авторской палитре, и покроют его лаком. В результате этой сложной, тонкой работы картина вернёт воздушность и глубину пространства, а зимнее небо, на фоне которого развернулись масленичные гуляния, заиграет новыми красками. Кроме того, будет выполнена реконструкция плетения холста.

Еще один важный этап работы — восстановление оригинальной рамы полотна, которая сейчас находится в разобранном виде в мастерской реставрации деревянных изделий. Перед специалистами стоит задача максимально приблизить её вид к первоначальному замыслу художника.

«Необходимо будет законсервировать деревянную основу рамы, устранить сколы, очистить поверхность от загрязнений и потемневшей бронзовой краски, восстановить лепной мастичный декор и укрепить позолоту. При этом понадобится специально подобрать клеящие составы».

Ирина ВеснинаЗаведующая отделом реставрации золоченой резьбы

По предварительной оценке, для восстановления картины потребуется около четырёх месяцев. Однако точные сроки станут известны только после химической экспертизы и снятия поверхностных загрязнений. Генеральный директор Русского музея Владимир Гусев и заместитель генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина также подчеркнули важность качественной реставрации для сохранения живописных шедевров и рассказали о возможностях, которые предоставляет в этом направлении спонсорская помощь.

«Благодаря комплексной реставрации полотну и картинной раме будет возвращен вид, соответствующий авторскому замыслу. Картина, связанная с национальным праздником, важна для понимания культуры и истории России, поэтому мы постараемся вернуть её на экспозицию, где полотно смогут увидеть посетители, уже к Масленице. В рамках сотрудничества с ПАО “Газпром” мы проводим не только реставрационную, но и просветительскую работу. Чуть позже состоятся встречи с журналистами, а также мастер-классы для молодого поколения реставраторов».

Ольга Бабина

Также сотрудники музея планируют создать фильм об истории реставрации шедевра с показом в Центре мультимедиа и включением в медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Кроме того, для широкой аудитории будет организована трансляция лекций.