Искусствовед рассказал, как в Петербурге возродили стеклянные кирпичи Фальконье – символ эпохи модерна
Авторская технология была утрачена много лет назад, но сохранились исторические образцы, которые позволили воссоздать её при помощи современных техник.
Стеклянные кирпичи Фальконье – пожалуй, одно из самых красивых изобретений в архитектуре модерна, символ эстетики рубежа XIX-XX веков. Они также стали одним из важнейших материалов ранней советской архитектуры, но в 1930-х годах вышли из обращения в России и на долгие десятилетия были забыты.

О том, как энтузиасты восстановили технологию производства фальконье, рассказал на лекции в Петропавловской крепости искусствовед, исторический консультант стеклодувной мастерской NWGlass.lab Никита Андреев.
Швейцарский архитектор Гюстав Фальконье изобрёл пустотелый стеклянный кирпич ручной выдувки в 1880 году. Его преимуществами были прочность, лёгкий вес, устойчивость к агрессивной внешней среде, эффективная теплоизоляция и, конечно, не в последнюю очередь – высокие эстетические качества.
Такие кирпичи позволяли создавать роскошные цветные окна-витражи, которые прекрасно рассеивали солнечный свет. Недостатком фальконье в исторической перспективе явилось только то, что потеря всего одной ячейки грозит разрушением целой кладки, отметил Никита Андреев.
После того как в 1893 году изобретение представили на Всемирной выставке, оно распространилось по всей Европе и Российской империи. Пик популярности фальконье пришёлся на первое десятилетие XX века: в Петербурге ими стеклили не только окна, но и фасады, купола, выставочные павильоны, зимние сады и оранжереи, а также интерьеры и декоративные панно.

Однако уже спустя 20 лет дорогостоящие и непростые в производстве кирпичи массово заменили стандартными прессованными стеклоблоками. Оригинальная формула изготовления кирпичей по технологии Фальконье была утрачена.
Никита Андреев кратко рассказал об этапах мирового опыта воссоздания стеклянных кирпичей: первые попытки были предприняты в конце 1980-х в Швейцарии, позднее – в Германии. Российские мастера вернулись к забытой технологии в 2019 году, и первый импульс в этом направлении был задан самим Андреевым.
Несколько лет назад, когда искусствовед обнаружил стеклянные кирпичи в заброшенном доме Басевича на Большой Пушкарской улице, он заинтересовался их необычной формой и стал проводить собственные исследования.
Ранние образцы были тяжелее оригинальных кирпичей, отличались от них по пропорциям и поэтому не подходили для реставрации. В процессе экспериментов мастера делали пробные фальконье из пластика, дерева и гипса, калибровали пропорции и рельеф.
«3D-технологии помогли устранить несовершенства исторических образцов. В результате были выведены самые оптимальные, эргономичные и прочные модели кирпичей. Есть и ещё одна трудность – попасть в цвет: скопировать в точности оттенок стекла, которое используется в кладке, достаточно сложно».
Никита Андреев
Когда встал вопрос о производстве в стекольных печах, в дело вступили мастерские NWGlass.lab. Так была возрождена технология и собрана целая команда со стеклодувами, сварщиками, кузнецами и другими специалистами.

Никита Андреев также показал в своей презентации примеры работ, выполненных для объектов культурного наследия: в частности, это витражное окно в доме Шелухиной в Нижнем Новгороде и окно в склепе семьи Кноп на Введенском кладбище в Москве. А самым масштабным и сложным объектом стал доходный дом А.И. Ерошенко в Петербурге – единственный известный пример декоративного использования кирпичей Фальконье в экстерьере здания.