Игра света и теней: участникам курса «Медиация в сфере скульптуры» рассказали о приёмах, позволяющих взглянуть на искусство под новым углом

Главное — направить бурные эмоции в правильное русло.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным музеем городской скульптуры

Проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и Государственный музей городской скульптуры (ГМГС) продолжают курс «Медиация в сфере скульптуры». Очередное практическое занятие прошло в Новом выставочном зале ГМГС, на котором методист по музейно-образовательной деятельности ГМГС Анастасия Аминова рассказала о некоторых приёмах, которые могут помочь по-новому взглянуть на произведения искусства во время арт-медиации.

Встреча началась с обсуждения постоянной экспозиции «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга»: в двух залах музея представлены модели знаменитых городских памятников – от «Медного всадника» до «Чижика-Пыжика».

Перед участниками занятия стояла задача высказать идеи, как можно поддерживать постоянный диалог с посетителями выставки, и большинство решило сделать акцент на противопоставлении классических и современных произведений искусства. 


«Этот музей интересен контрастом между классическим и современным стилем. Когда посетители видят рядом такие, по их мнению, противоположные по стилю произведения, то испытывают разные чувства. У них могут возникать сомнения по поводу формы, наличия или отсутствия каких-либо деталей, самой идеи воплощения. Главное в таком случае — направить бурные эмоции в правильное русло, чтобы никого не смущало то, что они видят и что написано на „этикетке“».

Анастасия Аминова

Оживлённую дискуссию вызвал необычный памятник Александру Блоку на улице Декабристов. Один из участников мастер-класса отметил, что он создаёт интересное впечатление: как будто скульптура не «идёт» к людям, а «падает» им навстречу. Другие же обратили внимание на то, что воплощённый в бронзе Блок кажется опечаленным.

Также Анастасия Аминова предложила своеобразную игру со светом: нужно было подсветить экспонаты фонариком и посмотреть на знакомые экспонаты «под другим углом».

Например, в первом зале экспозиции, где представлены классические памятники, много моделей конных статуй, и, играя источниками света, участники мастер-класса смогли найти новые формы и смыслы в, казалось бы, знакомых образах. Этот небольшой эксперимент также должен помочь иначе взглянуть и на произведения современного искусства, представленные другом зале.

«Многие предполагают, что у Медного всадника сердечки в глазах, но на самом деле это блики. Игра с тенями во время арт-медиации поможет внимательно рассмотреть экспонаты и заметить детали, на которые мы обычно не обращаем внимание».

Анастасия Аминова

В конце мероприятия участников мастер-класса ждал интерактив: они должны были перенести очертания теней на бумагу, вспомнить отрывки стихотворений о деятелях искусства и поделиться впечатлениями со своими коллегами. 

Виктория Воропаева