Гости фестиваля «Друзья Петербурга прошли по анфиладам Екатерининского дворца

В Царском Селе протяжённость парадных комнат равняется длине всего здания, и каждый зал поражает своим великолепием.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

Экскурсия по дворцовым кабинетам, включая Лионский зал и Янтарную комнату, стала одним из главных событиий фестивальной площадки в Царском Селе. По анфиладам Екатерининского дворца посетителей провёл экскурсовод Иван Можанов. Его рассказ о контркамерах, каминах, паркетах, шелках и даже музыкальных инструментах был похож на завораживающий спектакль. 

Эти залы — часть роскошной Парадной анфилады, получившей название «золотой». Ведь на оформление всего дворца ушло около 100 килограммов сусального золота.

Анфиладное расположение залов в Россию «привёз» Франческо Растрелли. С конца 1748 по 1756 год он занимался перестройкой царскосельской резиденции. Но только в Царском Селе протяжённость парадных комнат равняется длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Логист Анна Обрадович пришла на экскурсию по Екатерининскому дворцу вместе с подругой Ольгой Мессмер, которая уже десять лет живёт в Германии.

«Экскурсия очень понравилась: в Царском Селе работают экскурсоводы, влюблённые в свою профессию и музей. Очень впечатлил Лионский зал, который ошеломляет своей красотой. Фестиваль хорошо организован, и мы очень благодарны за этот проект. Он даёт возможность лишний раз выбраться на необычные музейные площадки и увидеть что-то эксклюзивно. Специально для «Друзей Петербурга» самые известные музеи предлагают такие экскурсии, которые обычные посетители вряд ли увидят. И мы очень благодарны волонтёрам, которые работают просто безупречно».

Анна ОбрадовичУчастница фестиваля «Друзья Петербурга»

В качестве подарка гостям фестиваля «Друзья Петербурга» служители Царского Села разрешили зайти в Арабесковый зал, который посетители обычно рассматривают, стоя у входа. Большую часть зала занимает знаменитый Чесменский ковёр, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре.

Интерьер Лионского зала был полностью утрачен во время Великой Отечественной войны. Его убранство архитектор Чарльз Камерон разработал специально для Екатерины II. Позднее оформление было обновлено по проекту Ипполита Монигетти.

Зал богато декорирован лазуритом и золотым шёлком, изготовленным во французском Лионе, что и дало ему название. Воссоздание интерьера проходило при поддержке ПАО «Газпром». Шелковые «золотые» обои изготовили на той же французской мануфактуре в Лионе, которая в XIX веке выполняла заказ русского императорского двора. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился на производстве.

Всё это великолепие потрясло восторженных посетителей, заворожённо рассматривающих убранство зала.

«Я отправила фотографии с экскурсии своим друзьям в Германии. Там все прекрасно знают, что Екатерининский дворец был разрушен в годы Второй мировой войны. Поэтому они восторгаются его нынешним состоянием, тем, как он воссоздан. Ну а я испытываю чувство гордости за наших реставраторов, которые вернули миру эти сокровища. Таких дворцов, как в Петербурге, нет больше нигде. Даже Версаль уступает по красоте Парадной анфиладе в царскосельской резиденции».

Ольга МессмерУчастница фестиваля «Друзья Петербурга»

Ведь даже паркетный пол, инкрустированный перламутром, является произведением искусства. Над ним проложена небольшая прозрачная дорожка из прочного стекла, чтобы защитить драгоценное дерево.