Гости фестиваля «Друзья Петербурга» погрузились в историю XVIII и XIX века на экскурсии по Некрополю
Памятники, надгробия, скульптуры напоминают о людях, которые оставили яркий след в российской истории.
Для посетителей фестиваля «Друзья Петербурга» провели обзорную экскурсию по Некрополю XVIII века и Некрополю мастеров искусств.
Некрополь XVIII века – бывшее Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры. Оно существует с 1713 года и получило своё название от Лазаревской усыпальницы, построенной в 1717 году.
Экскурсовод Ольга Заякина отметила, что Лазаревское кладбище, в основном состоящее из захоронений XVIII века, сохранилось почти в первозданном виде. Оно с самого начала своего появления имело особый статус: тут могли быть погребены только знатные и известные особы.
В Лазаревской усыпальнице покоятся многие деятели Российской империи, династия Шереметевых также считала её родовой. Здесь похоронена и одна из красивейших женщин начала XIX века, хозяйка литературного салона княгиня Евдокия Ивановна Голицына. В Петербурге её прозвали «принцессой ночи»: днём княгиня спала, а к полуночи принимала гостей, в числе которых были Пушкин, Жуковский и Карамзин.
На могиле одного из образованнейших людей своего времени, мецената, князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского можно увидеть скульптурную группу из женских фигур в покрывалах – они символизируют поэтическое вдохновение и переход от физического к духовному. Глобус – атрибут гуманитарных наук, таких как литература и философия. Дочь князя Зинаида Волконская стала одарённой поэтессой и виртуозной пианисткой, держала в Москве литературный салон.
Нельзя пройти мимо могилы Михаила Васильевича Ломоносова, подлинного энциклопедиста и первого крупного русского учёного-естествоиспытателя. Он разработал, в частности, проект Северного морского пути, с его именем связаны Академия наук и Академия художеств. Стела на его могиле изготовлена из каррарского мрамора и украшена рельефом в виде жезла Меркурия, обвитого змеями, символа быстроты ума и проникновения в тайны природы.
Представляет интерес могила Андрея Никифоровича Воронихина, одного из основоположников русского ампира. Спроектированный им Казанский собор стал прорывом в архитектуре XIX века: это было первое культовое сооружение, построенное без привлечения иностранных мастеров и к тому же практически полностью из материалов местного происхождения.
В начале жизни Воронихин был крепостным графа Александра Строганова – известного мецената, который помог художественно одарённому ребёнку получить образование в Европе. В последующем творческая деятельность Воронихина также в основном была связана с графами Строгановыми.
На его могиле – колонна с рустом, который служит своеобразной фотографией начала XIX века: здесь изображён Казанский собор с деталями, не дошедшими до нашего времени, например скульптурами ангелов по бокам.
Памятник на могиле офицера Семёновского полка Карла-Иоганна-Христиана Рейссига любопытен как образец чугунного литья. Он был изготовлен в 1840 году на Александровском литейном заводе по модели скульптора Августа Штрейхенберга, который удивительно точно передал расслабленную позу и умиротворённое выражение лица спящего человека.
Надгробие в виде плакальщицы у сломанного дуба и якоря – символа разбитых надежд – установлено на могиле кавалергарда Алексея Охотникова, возлюбленного императрицы Елизаветы Алексеевны.Сохранились страницы из её тайного дневника на французском языке, посвящённого исключительно этому чувству.
Вероятнее всего, он стал отцом её второй дочери. Однако роман был недолог – Охотников скончался в 26 лет.
Согласно романтической легенде, кавалергард получил смертельную рану кинжалом в 1806 году, но историческая достоверность этой версии вызывает серьёзные сомнения. Куда более правдоподобно, что причиной смерти стала типичная петербургская болезнь – чахотка.
Неподалёку похоронена вдова Александра Пушкина Наталья Николаевна, в девичестве Гончарова, но на памятнике выбита лишь одна фамилия – «Ланская». После смерти поэта она семь лет носила траур.
Новый брак с генералом Петром Ланским был счастливым, сохранилась переписка супругов – в отличие от писем Натальи Гончаровой Пушкину. До самой смерти она считалась одной из первых красавиц Петербурга. Около 60 лет назад в крест на надгробии попала молния, в 1990-е его отреставрировали и вернули на место.
Старший товарищ Пушкина и «отец русского романтизма» Василий Андреевич Жуковский похоронен уже на Новом Лазаревском кладбище, позднее переименованном в Тихвинское.
Поэт, блестящий переводчик, талантливый художник-график, журналист, участник Отечественной войны 1812 года стал ещё и главным наставником наследника престола. Он высказывал пожелание, чтобы будущий император видел в России «не плац и казарму, а великую нацию». Жуковский был похоронен в 1852 году в присутствии своего воспитанника Александра II.
Рядом находится могила Николая Михайловича Карамзина, автора сентиментальной повести «Бедная Лиза» и «Истории государства Российского». По словам Пушкина, Карамзин открыл для соотечественников их историческое прошлое, благодаря ему «Древняя Русь была найдена, как Америка Колумбом».
Вызывает интерес трагическая судьба забытой сейчас поэтессы Елизаветы Кульман. Уже в восемь лет она опубликовала первые переводы стихов на французском, английском, немецком и итальянских языках. Её успехи были так велики, что сам Гёте пророчил ей достойное место в литературе. За свою недолгую жизнь Кульман успела изучить 11 языков. После известного петербургского наводнения 1824 года она простудилась и скончалась в возрасте 17 лет. Надгробие на могиле изображает девушку, спящую на ложе из цветов.
Большое внимание экскурсовод также уделила захоронениям участников «Могучей кучки» – композиторов Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусоргского, Михаила Ивановича Глинки, Милия Алексеевича Балакирева.
Всех их объединяло увлечение русской историей и фольклором. А по соседству расположена могила Петра Ильича Чайковского, представителя оппонирующей «кучкистам» академической школе, и в ограду вплетены ландыши – любимые цветы композитора.