Гости «Друзей Петербурга» заглянули в себя через VR-очки 

Выставка — попытка понять, как цифровое становится человеческим

В библиотеке и арт-резиденции «ШКАФ» прошла экскурсия по выставке цифрового искусства «В погоне за будущим». Гости фестиваля «Друзья Петербурга» увидели, как художники работают с VR-технологиями, превращая игру, перформанс и визуальные эффекты в язык современного искусства.

Экскурсию провела куратор выставки Наталья Рэй, художница и медиапродюсер. Вместе с соавтором проекта Максимом Смирновым она представила в пространстве «Black Box» серию арт-игр, VR-перформансов и цифровых объектов, объединённых идеей поиска нового человеческого опыта.

«Когда мы говорим о будущем, мы неизбежно говорим о человеке. О том, как он меняется, осваивая технологии, и как технологии отражают его внутренний мир».

Наталья Рэй

Идея арт-резиденции «ШКАФ» выросла из метафоры портала в другую реальность — книжную и цифровую. Здание библиотеки было построено в 1982 году, а после реновации в 2018 году стало открытой лабораторией для творческих экспериментов. Сегодня здесь проходят выставки медиахудожников, перформансы, лекции и арт-игры.

Экскурсия началась с VR-перформанса «Фрагменты присутствия» художницы Марии Саакян. Зрители, надев шлем, могли сами стать частью произведения, собирая виртуальную скульптуру из света, звуков и слов. Каждый жест превращался в цветную форму, а итоговая композиция отражала эмоциональное состояние участника. Художница заложила в проект идею принятия себя: чтобы двигаться вперёд, нужно увидеть и принять все свои чувства. Так процесс создания скульптуры превращается в метафору внутренней целостности.

«Ценность проекта — не в конечном полотне, а в процессе. Когда зритель двигается, пространство отвечает, и это становится живым диалогом между человеком и цифровой средой».

 Наталья Рэй

Также на выставке были представлены арт-игры, где привычный формат видеоигры становится медиумом высказывания. В проекте Walking Art Game художница Тех-Ника перенесла свои живописные полотна в виртуальное пространство: зритель может буквально гулять по её картинам и изучать внутренний мир автора.

Игра «В поисках светлого будущего» художников Данила Оборожного, Павла Голышкина и N.Ray — виртуальное путешествие, вдохновлённое философией постиронического коммунизма и размышлениями о человеческом выборе. Проект исследует роль личности в обществе — зритель в VR-очках поднимается по лестнице, преодолевает испытания и встречает собственное «просветление».

Многие участники фестиваля впервые оказались в пространстве «ШКАФ» и отмечали, что формат экспозиции оказался неожиданно живым. Для многих участие стало первым опытом общения с медиаискусством.

 «Не как в обычной библиотеке: здесь всё движется, реагирует, дышит. И ты вместе с этим тоже начинаешь меняться».

ЕвгенийУчастник фестиваля «Друзья Петербурга»

В организации выставки помогали волонтёры молодёжной команды фестиваля. Они признаются, что ожидали обычную работу «за стойкой», но день в «ШКАФе» оказался совсем не рутинным. 

«Нам сказали, что придём на пару часов, а остались почти на весь день — потому что здесь интересно всё: пространство, игры, атмосфера. Не как в обычной библиотеке, а как в каком-то современном мире».

МаксимВолонтёр фестиваля «Друзья Петербурга»

Выставка напомнила, что технологии — не противоположность искусству, а его новое продолжение. Виртуальная среда не заменяет человека, а помогает услышать собственные эмоции и сделать их видимыми. Каждый арт-проект стал самостоятельной версией ответа на вопрос, каким может быть человек в цифровую эпоху.